По данным Росстата, впервые с весны снизилась стоимость бензина и дизеля на АЗС: АИ-92 до 51,41 рубля за литр, АИ-95 до 56,16 рублей, дизеля до 64,9 рублей за литр. Оптовые цены на нефтепродукты начали снижаться еще с 18 сентября.
Возвращение демпфера
Возвращение выплат по демпферу в полном объеме — один из главных шагов по стабилизации рынка. С 1 сентября их сократили вдвое. В таких условиях компаниям стало выгоднее экспортировать нефтепродукты за границу. Это повлияло не только на рост цен на бензин, но и на его наличие на российских заправках. Теперь, с 1 октября демпфер восстановили в полном объеме.
Частичное снятие экспортных ограничений
Еще одна важная мера, которая, по мнению правительства, поможет стабилизировать цены на рынке — частичное снятие экспортных ограничений. Заводы, поставляющие на внутренний рынок не менее 50% от произведенного ими дизеля, смогут экспортировать оставшуюся часть по трубопроводам в морские порты.
Полный и бессрочный запрет на экспорт ввели 21 сентября, чтобы снизить цены и создать запасы топлива на внутреннем рынке. В начале октября правительство сообщило о падении биржевых цен на 16-20%. На это повлияла не только сама мера, но и новости о частичном снятии экспортных ограничений.
Борьба с «серым экспортом»
Чтобы запретить перепродажу топлива на внутреннем рынке, правительство повысило заградительную пошлину для перекупщиков с 20 000 до 50 000 рублей за тонну. Ранее рассматривался вариант полного запрета на экспорт нефтепродуктов, которые компании покупают на внутреннем рынке, а не производят сами.
В 2023 году экспорт топлива из России вырос на 30%. Если в 2022 году было продано 5,2 млн тонн горючего, то в первом полугодии 2023 года экспорт достиг 3,5 млн тонн.
Обязательные нормативы продаж
В список новых мер входит и обязательные нормативы продаж нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Его повышают второй раз за год. Предыдущая корректировка вступила в силу 1 сентября. Тогда нормативы увеличили до 12% для бензина и 9,5% для дизеля. Теперь эти цифры увеличили до 15% от общего объема производства для бензина и до 12,5% для дизельного топлива.
Эксперты согласны
По мнению игроков рынка, принятые меры в совокупности позволят стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Жесткое регулирование отрасли привело бы к падению экспортных доходов как государства, так и нефтяных компаний и проблемам с производством зимнего дизтоплива. При этом, эксперты отмечают, с начала лета наиболее эффективно было бы бороться с серым экспортом.