Monopoly.Online —
это платформа,
основанная на
перемещении грузов
и лайфстайл-услугах

    Главная / Блог / Полезное / Цифровизация в логистике: электронная транспортная накладная
    Полезное
    Поделиться

    Цифровизация в логистике: электронная транспортная накладная

    За последний год одна из наиболее волнующих тем в отрасли автомобильных грузоперевозок —электронные перевозочные документы. В частности, электронная транспортная накладная (ЭТН). Тема обсуждаемая, но далеко не все участники рынка понимают устройство электронного документооборота в грузоперевозках. Давайте разбираться в нюансах вместе.

    Что такое электронная транспортная накладная?

    Транспортная накладная – это документ, который оформляется в процессе транспортировки. Его основная задача — подтвердить заключение договора перевозки груза. С недавних пор появилась законная возможность оформлять транспортную накладную в электронном виде (ЭТрН).

    О внедрении ЭТрН в России заговорили еще в 2018 году. Тогда отдельные компании начали самостоятельно тестировать обмен электронными документами. Однако закон предусматривал оформление транспортной накладной только на бумаге. В 2020 году Минтранс провел первый масштабный эксперимент применения ЭТрН и электронных путевых листов на территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.

    В эксперименте приняли участие владельцы грузов, логистические компании и операторы электронного документооборота (ЭДО). После этого регулятор подготовил новые Правила перевозки грузов автотранспортом, из которых можно было узнать определения электронных перевозочных документов и как их оформлять.

    За этими изменениями последовали новые: вносились дополнения в Устав автомобильного транспорта, вновь корректировались Правила перевозки грузов, принимались подзаконные акты для утверждения электронных форматов перевозочных документов. В итоге реальная возможность оформить ЭТрН у участников рынка появилась в конце сентября 2022 года.

    Сейчас, в мае 2023 года, участники рынка логистики уже могут оформить в электронном формате большой перечень документов: помимо транспортной накладной, к ним добавились заказ-наряд, сопроводительная ведомость, договор фрахтования, путевой лист, заказ и заявка.

    Как устроено подписание транспортной накладной в ЭДО?

    Формат ЭТрН определяется приказом Федеральной налоговой службы. Остановимся на ключевых моментах этого обширного документа.


    ЭТрН состоит из четырех файлов обмена с информацией:

    1 грузоотправителя, где он указывает сведения об участниках перевозки, о грузе и сопроводительных документах на него, о транспорте и водителе, а также обстоятельства предъявления груза к перевозке и непосредственно самой погрузки;
    2 перевозчика о приеме груза к транспортировке;
    3 грузополучателя, где он отражает обстоятельства приемки груза;
    4 перевозчика, на этот раз о выдаче груза грузополучателю.


    В зависимости от ситуации, ЭТрН может включать дополнительные файлы, в которых указываются обстоятельства переадресовки, замены водителя или автомобиля, изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя после окончания перевозки. Последнее нужно, когда транспортная накладная используется одновременно в качестве первичного учетного документа, если участники не составляют привычный акт выполненных работ, а заполняют раздел 12 ЭТрН «Стоимость перевозки».

    Все файлы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), при этом водитель на погрузке и выгрузке может проставить простую электронную подпись (ПЭП), а уполномоченный представитель перевозчика потом усиливает и подтверждает ее своей УКЭП. В ближайших планах Минтранса предоставить физическим лицам возможность подписывать накладную с помощью УНЭП – усиленной неквалифицированной подписи через приложение «Госключ».


    Сам процесс оформления транспортной накладной в ЭДО выглядит следующим образом:

    1) грузоотправитель создает транспортную накладную в системе оператора ЭДО или в своей учетной системе, если она интегрирована с оператором. Затем подписывает ее со своей стороны, передает груз водителю и отправляет ЭТрН на подписание транспортной компании;

    2) водитель, авторизовавшись в мобильном приложении или на сайте оператора ЭДО, подтверждает прием груза к перевозке, и отправляется в рейс;

    3) после доставки грузополучатель фиксирует факт приемки груза и ставит свою подпись в ЭТрН;

    4) водитель отмечает передачу груза грузополучателю, и ЭТрН уходит на подписание уполномоченному представителю перевозчика для проставления УКЭП.


    Вся информация об оформлении транспортных накладных передается операторами в ГИС ЭПД – государственную информационную систему электронных перевозочных документов, к которой имеют доступ контролирующие органы: ФНС, ФСБ, ФТС, Минтранс, МВД России, Правительство РФ и другие.

    Это особенно важно при взаимодействии с ГИБДД, так как во время рейса они могут проверять транспортные документы на груз. Водителю желательно заранее загрузить на мобильное устройство файл с динамическим QR-кодом , чтобы предъявить его инспектору даже без интернета. Сотрудник ГИБДД, сканирует код и получает доступ к сведениям электронной транспортной накладной, хранящимся в ГИС ЭПД.

    Резюмируем

    Мы рассказали о том, что такое электронная транспортная накладная. Объяснили, как устроен процесс подписания ЭТрН, и где ее место в электронном документообороте. А также объяснили, почему водителю важно заранее загрузить на смартфон динамический QR-код, если он везет груз по ЭТрН.
    В следующей статье мы расскажем о том, почему внедрять ЭТрН — это хорошо. А также о положительных кейсах Monopoly.Online и партнеров.

    03. 05. 2023

      Получайте самые интересные подборки раз в неделю



        Читайте также
        Полезное
        17. 10. 2022
        Надежный грузоперевозчик вместо потери времени, денег, репутации
        Мошенничество в грузоперевозках — проблема, которая существует не одно десятилетие. Из-за пандемии 2020 года, объём ущерба, связанный с мошенничеством, начал сокращаться. Но уже в 2022 ситуация снова ухудшилась. Так, в августе сумма нанесенного ущерба составила половину всех потерь за первый квартал 2022. Какие риски угрожают грузовладельцам и как их избежать ― расскажем в статье.
        Полезное
        27. 09. 2022
        «Горящий» сезон: как справиться на «отлично» и сохранить здоровье
        Высокий сезон в грузоперевозках традиционно начинается в сентябре, а с ним увеличивается нагрузка на транспорт и водителей. Именно они — ключевое звено в грузоперевозках. От их мастерства и профессионализма зависит многое. Как сохранить здоровье в период высокой активности — расскажем в статье.
        Полезное
        22. 07. 2022
        Что лучше выбрать грузоперевозчику: ООО или ИП
        Грузоперевозки – сфера, которая будет актуальна абсолютно всегда. Ведь если на рынке есть производители, то должны быть и те, кто возит их товары. Но открыть свое дело в грузоперевозках – задача непростая. Нужно учесть и финансовые моменты, и кадровые вопросы, а также, что самое главное – задуматься о форме регистрации бизнеса. ООО или ИП: что выбрать для бизнеса в логистике? У каждого из видов есть своим плюсы и минусы. В этой статье расскажем, в чем разница форм, какая выгоднее именно для грузоперевозок, а также какие могут быть риски.