Главная / Блог / Рынки / Укрепление маршрутов: как меняется логистика из Ирана в Россию
Рынки

Укрепление маршрутов: как меняется логистика из Ирана в Россию

За последние полтора года изменились основные маршруты доставки грузов в Россию. Если раньше большую часть товаров везли через северо-западные регионы, то теперь перевозчики все больше смотрят на Восток. Как дальше будут развиваться транспортные коридоры, с помощью которых страна ведет торговлю с Ближним Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом?

По итогам 2022 года товарооборот между Россией и Ираном вырос на 20% до $4,9 млрд. В этом году, вероятнее всего, показатель значительно увеличится из-за ограничений на поставку товаров по параллельному импорту со стороны Казахстана и Турции. А в ближайшие годы и вовсе достигнет $40 млрд, предполагают игроки отрасли. С ростом торговли увеличивается нагрузка на логистику.

Рост экспорта и импорта

Иран становится транспортным хабом для импорта товаров в Россию. За первые три месяца 2023 года экспорт грузов из страны вырос на 30% по сравнению с тем же периодом 2022 года. С одной стороны, этому способствуют ограничения на поставку параллельного импорта из Казахстана и Турции (страны частично не пропускают некоторые категории товаров), с другой – выгодное расположение. Иран находится на пересечении торговых путей из стран Персидского залива, Индии и имеет выход на ближневосточный рынок. Для России Исламская республика – перспективный рынок для продажи собственных товаров.

Если несколько лет назад наша страна поставляла Тегерану преимущественно продукцию АПК, то сейчас список расширился, считает Аркадий Иванов, руководитель комитета по логистике ассоциации «Афанасий Никитин». «Рынок Ирана и до СВО, и даже до 2014 года был весьма перспективным, прежде всего, по таким грузам, как зерновые, корма, удобрения и лесопродукция. Ну а сегодня Иран тем более стал для некоторых экспортеров просто находкой. В стране готовы покупать все! То, что не надо самому Ирану, он с удовольствием продаст своим соседям, и параллельный импорт в этом потоке — это капля в море. Иран имеет потенциал и желание стать зерновым и уже газовым/нефтяным хабом для этих российских товаров», — рассказывает Аркадий Иванов.

С этим согласны и в Российском экспортном центре (РЭЦ). По словам Абаса Гасанбекова, представителя РЭЦ в Иране, список направлений для сотрудничества только расширяется. «Мы видим потенциал в сотрудничестве по таким направлениям, как транспорт и логистика, энергетика, промышленность (авиастроение, автомобилестроение и судостроение), фармацевтика, сельское хозяйство и, в особой степени, финансово-банковский сектор. Существует огромный потенциал в наращивании поставок российской продукции — это и продукция АПК, и сельхозтехника, и комплектующие, и локализация производства, и многое другое», — говорит эксперт.

Логистика российско-иранской торговли

Существует несколько вариантов для доставки товаров в Иран или из него. Морем в порты Каспия Амирабад и Энзели или в порт Бендер-Аббас на берегу Персидского залива из порта Новороссийск. Из них грузы в точку назначения доставляют по суше — с помощью железнодорожного или автотранспорта. Железные дороги Ирана соединяют страну с Туркменистаном, Азербайджаном, Турцией, Афганистаном, Пакистаном.

На сегодня существует два возможных пути железнодорожных перевозок в регионе: от станции Астара с одной стороны и через Казахстан и Туркменистан с другой. Но использование железнодорожного маршрута сдерживают необходимость смены колеи (в стране используется стандартная 1 435 мм и широкая 1 676 мм, ширина российской колеи — 1520 мм) и отсутствие инфраструктуры (например, электрификации). Поэтому автомобильные перевозки на данный момент остаются самым доступным и быстрым способом доставки грузов.

Проверенный временем маршрут

Иран — страна-транзитер. По ее территории везут товары с Ближнего и Дальнего Востока, Южной Азии в Европу и Россию. Доставка груза для российских перевозчиков занимает в среднем 10-15 дней (для сравнения, при использовании морских путей 30 дней). Основной маршрут пролегает через Азербайджан, автопереход Астара.

По словам Аркадия Иванова, нагрузка на этот транспортный узел сейчас увеличилась в несколько раз. «За последний год там случались огромные задержки из-за хлынувшего потока грузов из/в Россию, Иран, Индию, Пакистан и т.д. Сегодня ситуация усугубляется еще и начавшимся потоком китайского экспорта в Россию и очень большим потоком в страны Центральной Азии. Также много грузов по параллельному импорту из Турции и Армении, который раньше шел через Грузию. Сегодня эти товары тоже пошли через Иран», — говорит руководитель комитета по логистике ассоциации «Афанасий Никитин» .

И все же, участники отрасли считают, что автоперевозки так и останутся самым быстрым способом доставки. У Ирана хорошо развита сеть автодорог, и довольно дешевое топливо. Кроме того, для некоторых видов грузов, где при перевозке необходимо использовать рефрижераторы, это пока что единственный способ доставки. Исключить коллапсы на транспортных узлах, по мнению игроков отрасли, поможет международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг». Соглашение о его создании Россия, Иран и Индия подписали еще в 2000 году. Некоторые участки МТК введены в эксплуатацию, но полностью его строительство планируют завершить в 2029 году.

Тонкости грузоперевозок

При транспортировке грузов по территории Ирана нужно учитывать несколько моментов. При въезде в страну с каждого автомобиля взимается сбор — от 30 до 50 долларов. Разовые одномесячные визы, необходимые для пребывания на территории государства, водители могут получить на пограничном переходе. Они стоят около 15 долларов.

Особое внимание нужно обратить на требования весогабаритного контроля — если вес машины больше разрешенного, фуру выгружают на границе, а водителю придется заплатить штраф. На некоторых погранпереходах автомобилисты могут получить специальный документ, с помощью которого на АЗС можно заправить 300 литров дизельного топлива по внутренним ценам. Электронных грузовых бирж в Иране нет, поэтому найти и зафрахтовать грузовик возможно только через местных экспедиторов.

Важные шаги

Уже сейчас очевидно — число российских грузоперевозок через Иран в ближайшие годы будет только расти, поэтому руководству двух стран необходимо решить несколько задач.

В первую очередь, модернизировать и создать инфраструктуру там, где ее сейчас нет. По мнению Александра Караваева, члена научно-технического совета ассоциации «Афанасий Никитин», важно создать систему электронного декларирования на складах с прямым каналом на таможню. «Скорее всего, необходимы инвестиции в собственные терминалы на территории Ирана. Сейчас простой на границе достигает нескольких часов (это норма), но периодически случаются торможения на несколько дней. Еще одна задача — дальнейшая работа над совместной системой страхования и платежей по контрактам ВЭД», — говорит эксперт.

Одна из главных сложностей в работе с иранцами — оплата услуг. Основная форма взаиморасчетов — наличные, в долларах или евро. Ими расплачиваются с доверенными лицами иранских экспедиторов в России.

Участники рынка считают, что перспектив работы на иранском направлении для логистических компаний будет все больше. Но при заходе на этот сравнительно новый рынок нужно быть аккуратными и тщательно изучить все тонкости работы в Исламской республике.

Получайте самые интересные подборки раз в неделю

    Платформа Монополия помогает
    Искать и размещать грузы
    Сократить расходы в рейсе
    Начать свое дело
    Получить деньги
    на развитие бизнеса
    Получить правовую помощь