Сегмент страхование не-жизни растет. По подсчетам представителей рынка, он уже расширился на 11,7% за прошлый год и вырастет еще на 10% за текущий.
Рост показывает и рынок страхования грузов: в I квартале 2025 года сборы премий у ведущих игроков увеличились в среднем на 10–50%. Например, «Сберстрахование» нарастило премии на 49,5% (до 555,5 млн руб.), а «Альфастрахование» — на 30%. Количество полисов тоже увеличилось – по подсчетам аналитиков Zunami рост с первого по второй квартал 2025 года составил 21,4%.
Также в I квартале 2025 года вместе с ростом сегмента, на 33% выросло число страховых случаев, а выплаты увеличились на 21%, превысив 116 млн руб.
Почему бизнес активнее страхует грузы?
- Усложнение логистики — из-за санкций и изменения маршрутов перевозки стали длиннее, а риски (кражи, повреждения) – выше.
- Рост стоимости товаров – компании страхуют дорогостоящие грузы (электронику, оборудование, автомобили), чтобы минимизировать убытки.
- Требования рынка – маркетплейсы, ритейл и фармакология всё чаще включают страхование в обязательные условия поставок.
- Развитие комплексных решений – страховщики предлагают гибкие продукты для малого и среднего бизнеса, что повышает доступность.
- Цифровизация — страховые компании разрабатывают новые решения, которые позволяют быстрее и проще оформлять полисы онлайн.
Почему растут выплаты страховщиков?
- Увеличение числа инцидентов – кражи, нарушения условий перевозки, повреждения из-за сложных маршрутов.
- Мультимодальные перевозки – транзит через нестабильные регионы повышает риски.
- Новые страховые продукты – например, покрытие возвратов для маркетплейсов увеличивает нагрузку на выплаты.
Так, несмотря на замедление темпов роста рынка (после +30% в 2024 году), спрос продолжает увеличиваться за счет МСП и новых отраслей. Однако страховщикам придется балансировать между расширением предложения и контролем убыточности.
В ответ на изменившиеся условия рынка, страхование стало еще более активно адаптироваться под нужды грузоперевозчиков: в частности, количество удовлетворенных претензий выросло на 17% по итогам второго квартала и на 23% — по итогам первого по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Такие данные приводят эксперты Zunami Брокер.
За счет чего претензии стали удовлетворяться больше?
- Автоматизация: цифровые платформы ускорили обработку заявок. Сегодня страховки становятся более адаптированными под реальные риски перевозок, что упрощает и ускоряет выплаты.
- Сокращение времени на обработку заявок, уменьшение человеческого фактора и повышение объективности, интеграция с ключевыми страховыми партнерами.
- Рост юридической зрелости участников платформы: и перевозчики, и страховщики стали более ответственно подходить к оформлению документов. Это снизило количество спорных ситуаций и повысило доверие к процессу.