Повреждение груза
Согласно действующему российскому законодательству, перевозчик отвечает за то, что груз прибудет в пункт назначения целым. Также в сфере ответственности находится выбор подходящего транспортного средства, его техническая исправность. Если в дороге или при погрузочно-разгрузочных мероприятиях с товаром что-то случается, получатель имеет право на возврат денег за оплату доставки. Выплата стоимости груза или заботы по его восстановлению также возлагаются на перевозчика. Эти положения прописаны в статьях 791 и 796 ГК РФ.
Ответственность за порчу груза снимается с перевозчика в следующих случаях:
- проблему вызвали обстоятельства непреодолимой силы (стихийное бедствие, нападение на транспорт и так далее);
- груз испортился по причине незапланированного увеличения маршрута вследствие действий властей;
- товар был упакован отправителем ненадлежащим образом;
- имела место естественная убыль массы груза.
При получении у отправителя товар подлежит проверке представителем компании, отвечающей за транспортировку. При нарушениях упаковки или ненадлежащем состоянии самого груза в накладной должны быть сделаны соответствующие пометки. Здесь есть нюанс: перевозчик несет ответственность за доставку чего-либо в том виде, в котором объект был взят у адресанта. Последний, в свою очередь, отвечает за упаковку товара. Исключением будет случай, когда транспортная компания (ТК) продает упаковку в качестве дополнительной услуги клиенту, тем самым принимая ответственность на себя.
Потеря грузов
Как и в рассмотренном выше случае, за наличие груза отвечает транспортная компания, выполняющая функцию перевозчика. Эта ответственность распространяется на период времени с момента получения товара на складе отправителя до отгрузки получателю. По статье 726 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта, стоимость утерянного объекта и плата за транспортировку возмещаются заказчику ТК, осуществлявшей перевозку. Факт потери груза отмечается в том случае, если он не был обнаружен в течение десяти суток при транспортировке внутри региона или на протяжении тридцати дней, если осуществлялась перевозка в другой регион. По истечении этого срока заказчик может ждать дальше или потребовать возмещения ущерба. Если имела место форс-мажорная ситуация, при которой ответственность за утрату груза с транспортной компании снимается, необходимо документальное подтверждение в виде официального акта МЧС или полиции. Чтобы снизить издержки в случае претензий со стороны получателя, перевозчик может застраховать груз от ДТП и других ситуаций, способных привести к его порче или пропаже.
Ответственность перевозчика за груз
Законодательство рассматривает транспортные компании как официальные структуры, оказывающие услуги гражданам и организациям. Таким образом, мера ответственности определяется в соответствии с правовыми актами. Стоит отметить, что в решении спорных вопросов, связанных с утратой или порчей грузов, закон «по умолчанию» ориентирован на отстаивание интересов потерпевшей стороны. Ответственность перевозчика бывает следующей:
- При полной или частичной утрате груза транспортная компания должна возместить клиенту стоимость продукции (это положение, как правило, отмечается в договоре).
- При повреждении груза в процессе транспортировки может быть назначена различная сумма возмещения в зависимости от того, возможно ли восстановить перевозимый товар. Если да, то компенсация назначается в размере разницы между изначальной и новой (упавшей) стоимостями. В ситуации, когда груз не подлежит возобновлению, с перевозчика взыскивается полная его цена.
- Сумма денег, потраченная заказчиком в качестве платы за услугу доставки, также подлежит возмещению.
Покрытия убытков транспортной компанией грузовладелец имеет права добиваться через суд в тех случаях, когда у него имеются документальные подтверждения факта принятия груза. В роли такого рода бумаг могут выступать акт приема-передачи или соглашение сторон.
Как получить компенсацию при потере груза
Поскольку возмещение ущерба при утрате или повреждении груза входит в правовое поле, оно предполагает соблюдение определенного регламента. Для удовлетворения своих претензий потерпевшему следует обратиться в транспортную компанию с документом, в котором указаны:
- данные сторон;
- обязанности перевозчика (обоснованы договором);
- ссылки на правовые акты;
- размер ущерба в денежном выражении и сроки его компенсации;
- уведомление об обращении в судебные инстанции в случае игнорирования претензии.
Если ТК не реагирует на заявление потерпевшей стороны, та имеет полное право решать вопрос через суд общей юрисдикции посредством подачи искового заявления.
Как избежать проблем при грузоперевозках
Поскольку в процессе принимает участие несколько сторон, каждой из них следует придерживаться определенных действий, чтобы решить конфликтную ситуацию по возможности объективно, без перерастания в конфликт и минуя судебные тяжбы.
Грузоотправителю необходимо проводить тщательный осмотр посылки непосредственно при выдаче, чтобы убедиться в отсутствии повреждений. Если таковые имеются, их следует зафиксировать в акте. Возможно, для определения характера и степени повреждений груза понадобится привлечь независимого эксперта. Он должен составить официальный отчет на месте. Грузополучателю также следует максимально полно отобразить степень и характер несохранности груза с подробным описанием всех повреждений. Не будет лишней фото- или видеосъемка с оформлением соответствующей отметки в транспортном документе.
По закону перевозчик несет ответственность за посылку вплоть до ее выдачи. Поэтому отказ ставить подпись в акте об утрате груза или его порче этого обязательства не снимает. Тем более, данная бумага может быть подписана в одностороннем порядке. Транспортной компании не стоит уклоняться таким образом от участия в процессе, поскольку тем самым она лишает себя возможности проверить достоверность фактов и оспорить претензии.
Еще одной стороной логистики часто является экспедитор. В его роли может выступать отдельный сотрудник или компания. Он не несет ответственности за упаковку провозных товаров (если только не принимал в этом непосредственного участия). За недостачу, повреждение или потерянные грузы экспедитор отвечает в соответствии с законом. Исключения составляют случаи, когда ущерб был нанесен по независящим от него причинам. Но это надо доказать. Если груз или его упаковка имеют повреждения, в обязанности экспедитора входит их фиксация в акте.