История создания
Уход большой семерки позволил КАМАЗу занять лидерские позиции на рынке грузового транспорта. Несмотря на большое производство грузовой техники до 40 тонн, челнинский автогигант расширяет горизонты и выходит в сегмент малотоннажников с новым «Компасом».
Первоначально новый КАМАЗ «Компас 5» должен был выйти вместе с «младшим братом» «Компас-6» во втором полугодии 2022 года, однако санкции внесли корректировки в планы. Производство 5-ой модели началось весной 2023 года на заводе «Тракс Восток Рус» в Набережных Челнах.
Чтобы сократить срок разработки и запуска производства, а также сократить инвестиционные риски, КАМАЗ позаимствовал базу у своего китайского партнера JAC Motors.
«Коллаборация произошла в том числе из-за недостатка комплектующих. Чтобы конвейерные линии не простаивали, КАМАЗ трансформировал часть производства на малотоннажный сегмент. Сейчас на российском рынке наблюдается нехватка средне- и малотоннажного транспорта, поэтому решение КАМАЗа выйти в эту нишу достаточно актуально. В целом, совместная работа производителей — достаточно частая практика. Пример тому международный автомобильный концерн Daimler Chrysler, альянс Renault-Nissan, французская компания PSA (Peugeot-Citroen). Экономика диктует слияние, одному выжить сложно», — комментирует специалист по продажам транспорта Monopoly.Online Александр Базаленко.
«В коллаборации КАМАЗа с китайцем рисков не вижу. JAC уже достаточно глубоко зашел в Россию, легковой транспорт плавно перешел на их технику. Например, сейчас выпускается кроссовер «Москвич 3», который является перелицованной копией модели китайского JAC», — добавляет Александр Базаленко.
Технические характеристики «Компас 5»
Новый «Компас 5» практически полностью повторяет грузовик JAC, от которого его отличает оформление передней части автомобиля, выполненное в стиле КАМАЗа. Грузоподъемность «Компас 5» составляет 3,5 тонны, а внешние габариты – 5 979 х 1 846 х 2 205 (мм).
Модель оснащена:
· 4-цилиндровым 2,2-литровым дизельным двигателем КАМАЗ-580 мощностью 122 л.с. с 320 Нм крутящего момента,
· 5-ступенчатой механической коробкой передач,
· гидравлической тормозной системой с передними дисковыми и задними барабанными тормозными механизмами,
· электронной системой помощи при трогании на подъеме,
· круиз-контролем,
· фильтром грубой очистки топлива с датчиком воды и подогревом,
· галогеновыми фарами,
· электрообогревом боковых зеркал заднего вида,
· кондиционером и др.
«Компас» VS «ГАЗель»
С новым «Компас 5» клиенты получат больше возможностей для развития бизнеса. Благодаря небольшому размеру и весу, для управления новым «Компас 5» достаточно водительского удостоверения категории B. Грузовик «Компас 5» полной массой до 3,5 т позволит двигаться по дорогам общего пользования и заезжать на территории, на которых запрещено движение тяжелых грузовых автомобилей. Модель будет востребована не только транспортными компаниями, но и частными предпринимателями.
Сами представители Челнинского производства называют «ГАЗель» основным конкурентом «Компасу 5». При этом новинка будет стоить дороже примерно на 5%, но это компенсируется рядом преимуществ «Компаса».
«Стоимость нового «Компаса 5» КАМАЗа не может быть ниже «ГАЗель», взять даже сравнение по оснащению и мощности моделей. Бескапотная компоновка «Компас-5» повышает маневренность, удобнее в управлении. Наличие круиз-контроля и аудиосистемы в базовой комплектации, тогда как для автомобилей марки ГАЗ это опция. При этом у КАМАЗа есть возможность отыграть в цене за счет федеральных программ. Ранее на грузовую технику челнинского производителя транспортным компаниям давали большие скидки, а также работали федеральные программы по компенсации части затрат», — рассуждает Александр Базаленко.
Между тем некоторые грузоперевозчики видят недостатки новой модели. Например, чтобы подобраться к двигателю, необходимо опрокидывать кабину, а при срочном ремонте придется высаживать всех пассажиров. Это неудобно, особенно зимой. Сама кабина очень узкая, даже по сравнению с «ГАЗелью», а значит, об удобном спальном месте для водителя не может идти речи. Радиаторам не хватает защиты. Лобовое стекло при таком наклоне страдает от попадания гравия и насекомых. Также некоторым потребителям, возможно, потребуется полноприводная модификация, но пока представлены только модификации «Компаса» с колесной формулой 4х2.
Резюмируем
Может ли конкурировать «Компас 5» с «ГАЗелью»? Покажет время. Крупные «Компас 9» и «Компас 12» скорее аутсайдеры на рынке. А вот 5-ая версия, на первый взгляд, хороший вариант по своим характеристикам. С учетом того, как быстро китайские производители проникают на российский рынок, наличие сервиса и запчастей для частных предпринимателей также будет обеспечено.