Как сейчас работают дилеры
Разберем на примере седельного тягача КамАЗ.
Первичный НДС закладывается в стоимость нового автомобиля. Если собственник (физлицо) решил продать дилеру свой тягач, то НДС не уплачивается. Допустим, владелец КамАЗа продал его за 3 600 000 рублей дилерскому центру. Последний делает наценку (чаще всего 10%) и перепродает этот тягач.
При этом если тягач покупает физическое лицо, то НДС платится только с наценки на транспортное средство. Но, когда дилер продает технику другому салону, покупатель уплачивает НДС с полной стоимости машины. Это и есть вторичное налогообложение для одного и того же автомобиля.
В итоге для автосалона тягач будет стоить 3 960 000 рублей + НДС в размере 792 000 рублей. Перед продажей техники салон также добавит свою маржу (возьмем те же 10%). И с учетом НДС КамАЗ будет выставлен на продажу конечным покупателям за 6 899 904 рублей. Разница приличная.
Что предлагают изменить
В новом законопроекте предлагают отменить повторное взимание НДС с полной стоимости машины. В таком случае при перепродаже подержанной техники юр лицу нужно будет оплатить НДС только на разницу между ценой реализации и ценой покупки указанного автомобиля, то есть двойной НДС при перепродаже автомобиля платить не придется.
Как это повлияет на рынок
Поправки направлены скорее на обеспечение прозрачности налогообложения. Как указано в пояснительной записке к законопроекту: «НДС с полной суммы не позволяет совершать сделки по перепродаже эффективно и открыто. «Белые» компании применяют неудобные агентские схемы, а «серые» уходят от налогов».
Из положительного для конечных покупателей, отмена повторной уплаты НДС призвана улучшить межрегиональное распределение подержанной техники.
Ориентируясь на спрос в своем регионе, дилеры смогут пополнить склады актуальной техникой и предоставить своим клиентам больший ассортимент. А у покупателя появится возможность официально приобрести нужный автомобиль в своем регионе с гарантиями по закону о защите прав потребителя.
Техника станет дешевле?
Можно предположить, что решение об изменении налоговой базы сделает рынок подержанной техники доступнее. Рассмотрим на примере того же КамАЗа. В случае принятия законопроекта, следуя той же логике вычислений, при начальной цене в 3 600 000 рублей для конечного покупателя тягач обойдется в 4 515 840 рублей.
Но автоэксперты настроены не так оптимистично. Да, между дилерами наценки действительно снизятся. Но ценообразование на вторичном рынке регулируется спросом, поэтому больших изменений в стоимости б/у грузовиков ожидать не стоит.