Главная / Блог / Законы / Реестр для экспедиторов и новые штрафы в КоАП РФ
Законы
17.04.2025

Реестр для экспедиторов и новые штрафы в КоАП РФ

Какие изменения ждут грузоперевозчиков в 2025 году.

Сначала реестр…

Госдума рассматривает законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Если документ примут, транспортные компании ожидают серьезные изменения. Среди них:

  • запрет на перевозку оружия и его частей, взрывчатых устройств и их компонентов;
  • право экспедитора на задержку и уничтожение запрещенного или опасного груза;
  • обязанность хранить информацию о договорах на перевозку в течение трех лет;
  • необходимость регистрации в едином реестре экспедиторов.

Последний пункт вызывает особенно бурную реакцию. Единый федеральный реестр экспедиторов будет вести Минтранс России. В министерский список попадут только те ИП и компании, которые будут соответствовать ряду требований и смогут приобрести дорогостоящее оборудование (металлодетекторы, рентгенотелевизионные установки и т. п.) По мнению авторов законопроекта, транспортно-экспедиционная деятельность недостаточно урегулирована. Интенсивность грузопотоков в России растет, как и количество выявляемых отправлений с запрещенными веществами, оружием, боеприпасами.

Предлагаемая инициатива защитит интересы добросовестных участников рынка и клиентов транспортно-экспедиторских компаний. Ведение реестра экспедиторов поможет очистить рынок от недобросовестных участников и повысить прозрачность отрасли.

…потом штрафы

Жизнь экспедиторов может усложнить еще одна правовая инициатива — законопроект о внесении поправок в КоАП РФ.

Сегодня статья 11.14.3 о невыполнении обязанностей в транспортно-экспедиционной области предусматривает ответственность исключительно за отсутствие проверки достоверности документов и информации о характеристиках груза и условиях его транспортировки, предоставленных клиентом. Но после подписания законопроекта могут добавиться семь новых пунктов.

Так, работа вне реестра повлечет за собой административную ответственность. Если экспедитор не совершил действия (бездействия) которые содержат признаков уголовно наказуемого деяния, он выплатит штраф:

  • от 3 до 5 тыс. рублей для физлиц
  • от 100 до 300 тыс. рублей для юрлиц.

При повторном нарушении гражданин уплачивает в пользу государства от 5 до 10 тыс. рублей, а компания — от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Кроме того, за неисполнение обязанности по хранению информации о заключенных договорах и непредставление сведений о контрагентах в ответ на запрос правоохранительных органов будут предусмотрены административные штрафы.

Мнения экспертов отрасли

Представители отрасли неоднозначно оценивают предлагаемые изменения. Многие эксперты выражают опасения, что введение реестра может привести к сокращению предложения на рынке и росту цен на услуги.

Директор по логистике транспортной компании Delko Евгений Козырев полагает, что создание еще одного реестра вызывает вопросы: «Во-первых, транспортные компании и экспедиторы выполняют схожие функции, что ставит под сомнение необходимость дополнительного реестра. Во-вторых, остается неясным, по каким критериям будет проводиться оценка и как будет организована система контроля. В-третьих, не совсем понятно, каким образом реестр будет способствовать повышению безопасности в транспортно-экспедиционной деятельности».

Коммерческий директор «Скиф-Карго» Михаил Коптев говорит: что создание реестра поможет достичь целей, заложенных в законопроекте.
«Необходимость соответствовать новым требованиям и регулярно обновлять информацию в реестре может потребовать дополнительных ресурсов и времени. Также представители малого и среднего бизнеса могут столкнуться с трудностями при попытке соответствовать новым стандартам и не быть исключенными из реестра. Некоторые компании не смогут продолжать свою деятельность, что изменит конкурентную среду на рынке грузоперевозок», — утверждает эксперт.

Особую обеспокоенность вызывает требование о минимальном уставном капитале в 2 млн рублей. Для многих небольших компаний, особенно в регионах, это может стать непреодолимым барьером – считают некоторые эксперты.

При этом президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов уверен: «Запустить дополнительные меры регуляции в отрасли, которые позволят повысить безопасность перевозок и будут способствовать развитию добросовестной конкуренции в отрасли, необходимо. Так как сейчас экспедиторы-посредники часто демпингуют, оптимизируя платежи, в результате – компании при сотрудничестве с ними вовлекаются в схемы уклонения от уплаты налогов и страховых взносов».

Возможные последствия для рынка

Эксперты прогнозируют несколько сценариев развития ситуации после введения реестра:

  1. Уход с рынка мелких и средних экспедиторов, которые не соответствуют новым требованиям.
  2. Рост теневого сектора — когда компании продолжат работу без регистрации в реестре.
  3. Консолидация рынка вокруг крупных игроков.
  4. Повышение цен на транспортно-экспедиторские услуги.

Директор по логистике крупной производственной компании (пожелавший остаться анонимным) отметил: «Мы уже сейчас закладываем в бюджет следующего года возможное повышение расходов на логистику на 10-15% в связи с предстоящими изменениями».

Заключение

Создание реестра экспедиторов и ужесточение мер ответственности за нарушения в сфере транспортно-экспедиторской деятельности вызывают активные дискуссии в профессиональном сообществе.

С одной стороны, инициатива направлена на повышение прозрачности рынка и защиту интересов клиентов. С другой — существуют опасения, что новые требования приведут к сокращению конкуренции и росту цен.

Окончательные выводы можно будет сделать после принятия закона и его практической реализации. Участники рынка уже готовятся к предстоящим изменениям и оценивают уровень своего соответствия новым требованиям.

Получайте самые интересные подборки раз в неделю

    Платформа Монополия помогает
    Искать и размещать грузы
    Сократить расходы в рейсе
    Начать свое дело
    Получить деньги
    на развитие бизнеса
    Получить правовую помощь