Асфальтобетонное покрытие становится пластичным в жару и деформируется под нагрузкой. Чтобы избежать быстрого разрушения дороги, вводят запрет на движение тяжелого транспорта в дневные часы. Как пилоты и диспетчеры в аэропорту, водители и логисты учитывают ограничения и планируют маршруты, чтобы избежать штрафов и перевезти грузы в срок. Где перекрывают дороги летом 2025 года и что будет, если проигнорировать требования, разбираемся в статье.
Почему летом грузовикам говорят «Стоп!»
Когда температура атмосферы превышает +32°C, битум приобретает пластичность. Вязкое вещество даже может вытекать на поверхность и создает риск ДТП. Без битума в дорожном покрытии не держится щебень и песок. Они выпадают из дорожного полотна, поэтому асфальт крошится и расслаивается. Особенно быстро этот процесс захватывает старые трассы, где присутствуют участки с некачественным битумом.
Тяжелые грузовики действуют на асфальтобетонное покрытие точечно и становятся причиной серьезных деформаций. Поверхность не успевает восстанавливаться, а жара приводит к ряду негативных последствий:
- появлению колейности и выбоин;
- к ускоренному износу трасс;
- увеличению затрат на ремонт;
- угрозам безопасности для участников движения.
Чтобы минимизировать негативные последствия, основываясь на федеральном законе и локальных актах, власти вводят ограничения на движение большегрузов в жаркие часы — как правило, в дневное время. Такие запреты в рабочие часы сказываются на работе транспортных компаний. Им приходится планировать маршруты с учетом погодных условий, чтобы избежать штрафов и простоев.

Андрей Белов, президент Национальной ассоциации перевозчиков:
«Мое мнение, скорее всего, будет отличаться от мнения многих грузоперевозчиков, поскольку члены нашей ассоциации имеют непосредственное отношение к строительству дорог и доставке битумных материалов. Мы относимся положительно к ограничениям движения для грузового транспорта в южных регионах, ведь это делается с целью сохранения дорожного полотна.
Однако другой вопрос — информирование и подготовка участников движения к этим ограничениям. Водителям должны быть предложены объездные маршруты закрытых участков и созданы нормальные условия в местах скопления автотранспорта, ожидающего проезд».
Кто и на сколько закрывает дороги для фур
Ограничения на движение грузовиком летом устанавливают местные власти, ориентируясь на климатические условия в конкретном регионе. Сроки действия запретов могут быть разными, например:
- с 20 мая по 31 августа грузовики не смогут проехать по региональным трассам Республик Дагестан и Калмыкия, Удмуртия, Алтайского и Краснодарского края, Волгоградской, Калужской, Курганской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Ярославской областей;
- с 1 июня по 31 августа проезд для большегрузов ограничивают в Башкортостане, Бурятии, Красноярском и Пермском краях, Воронежской, Кемеровской, Ленинградской областях, ЯНАО;
- с 12 июня по 31 августа в жару будет перекрыта Астраханская область, с 15 июня по 15 августа — Еврейская автономная, Липецкая область, Забайкальский и Приморский край, с 15 июня по 31 августа — Новосибирская область.
Запрет обычно распространяется на дневные часы, когда солнце максимально активно: с 9:00 до 21:00 или с 10:00 до 22:00.
Несмотря на переменчивую погоду в июне, некоторые крупные магистрали уже закрывали. С 10 по 14 июня дорожники ограничивали передвижение большегрузов по трассам Свердловской, Тюменской, Курганской областей и ХМАО. Пересечь территорию регионов можно было только ночью.

Андрей Дьяволов, руководитель направления управления водительским составом платформы Монополия:
«Летние ограничения на движение грузовиков сильно бьют по водителям-дальнобойщикам.
Первая проблема — падение продуктивности. Из-за ночных рейсов водители устают быстрее и чаще меняются. Вторая беда — дополнительный расход топлива. Пока водитель ждет на стоянке, он тратит топливо, например, периодически включая кондиционер. Третья сложность — нехватка придорожной инфраструктуры. Чтобы попасть в Москву ночью, машина останавливается за 300 км от города. Ближе нельзя, мест нет. Из-за этого плечо доставки растет, а работа становится менее эффективной.
Водители жалуются — и это понятно. Днем они вынуждены просто ждать, хотя за это время могли бы проехать 700–800 км. Вместо этого выезжают ночью и уже физически не могут осилить такое расстояние. Так ездить опасно — риск аварий сильно возрастает».
На кого распространяется запрет
Ограничения касаются грузового транспорта с допустимой нагрузкой на ось свыше 6 тонн. Однако на некоторых трассах показатель и вовсе может быть снижен до 3 тонн. Так, в Калужской области на отрезке «Малоярославец — Боровск» предельный уровень составляет 6 тонн на ось, а на Р-92 в Козельском и Перемышльском районах — уже 4 тонны.
Запрет не распространяется на следующие ситуации:
- любые пассажирские перевозки;
- транспортировка гуманитарной помощи;
- переброска строительной техники и материалов для ремонта дорог.
Ограничения не затронут перевозчиков продуктов, животных, топлива, семян, удобрений, почты, транспортных средств Вооруженных сил РФ, ФСБ, ОВД, пожарных и спасательных служб. Это прописано в новом приказе Минтранса РФ, который будет действовать в весенне-летние сезоны с 2026 до 2031 года.
Как работает запрет на деле
Разумеется, шлагбаумом не перекрыть все трассы. Поэтому ограничения для грузовиков вступают в силу автоматически. Как только Росгидромет фиксирует температуру воздуха от +32°C и выше, проезд фур в дневное время ограничивается.
На трассах появляются дорожные знаки, предупреждающие о запрете, а также контролирующие органы и системы:
- происходят проверки ГИБДД на дорогах;
- срабатывают камеры, фиксирующие нарушения.
Водителям дальних рейсов в запретные часы придется останавливаться на стоянках и перемещаться ночью, либо искать альтернативные маршруты, чтобы не нарушать правила.

Владимир Щукин, руководитель направления автомобильных перевозок АО «Совавто–С.Петербург»:
«Как транспортная компания, к ограничениям на движение грузовиков мы относимся отрицательно. Они не дают нам полноценно работать. Зачастую заказчики не учитывают региональные запреты и оформляют заявку на перевозку, а нам к ним не проехать.
Также из-за ограничений возникает дополнительная нагрузка на логистов. Им приходится проверять, находится ли точка загрузки-выгрузки в зоне действия ограничений. Если да — приходится отказываться от заявки. К тому же, не все заказчики могут заказать пропуск.
Проблема еще в том, что оборудованных мест для ожидания очень мало. Водитель заезжает в город ночью, но дождаться утреннюю выгрузку ему негде: у заказчика негде остановиться, а все парковки заставлены легковыми автомобилями. В итоге мы стараемся вообще не ехать в такие зоны. Например, через Волгу в районе Тольятти сотрудники ГИБДД часто не пускают.
Наши советы: водителям — выезжайте ночью и заранее ищите место, где можно остановиться, а логистам — тщательно рассчитывайте маршрут и отказывайтесь от невыполнимых заявок».
Штрафы за нарушения
Размеры штрафов обозначены в ст. 12.21.1 КоАП РФ. Наказание определяется индивидуально. Нарушителю могут назначить до 600 тыс. рублей штрафа за превышение массы транспортного средства или нагрузки на ось.
Если нарушения происходят регулярно, то собственник машины — индивидуальный предприниматель или транспортная компания — может потерять большие деньги.
Как избежать проблем и штрафов
В жаркие дни транспортные компании придерживаются следующих правил:
- планируют маршруты с учетом прогноза погоды и действующих запретов;
- используют навигаторы, чтобы обходить участки с ограничениями по нагрузке на ось;
- обучают водителей правилам, рассказывают о последствиях нарушений ПДД;
- оформляют электронные разрешения на проезд по закрытым территориям.
Соблюдение летних ограничений — это не только защита от штрафов, но и вклад в долговечность дорог. Грамотное планирование и современные технологии помогут транспортным компаниям работать эффективно даже в жару.