Главная / Блог / Деньги / Новые цены на топливо: с чем связан рост цен и дефицит нефтепродуктов на АЗС?
Деньги

Новые цены на топливо: с чем связан рост цен и дефицит нефтепродуктов на АЗС?

Грузоперевозчики и участники топливного рынка сообщили о нехватке бензина и дизеля сразу в нескольких регионах. Разбираемся, что будет с поставками и как может измениться его стоимость.

О дефиците за прошедшую неделю сообщили в Астраханской, Рязанской, Новосибирской, Волгоградской областях, Калмыкии и Крыму. Параллельно оптовые цены на горючее побили сразу два рекорда: стоимость дизеля превысила 67 тысяч рублей за тонну, а 95-й бензин установил новый исторический максимум в 70 тысяч рублей.

Логистические сложности

Рост цен на топливо наблюдался с июня. В начале сезона начал дорожать бензин, вслед за ним, в августе дизель. На стоимость и наличие топлива на АЗС повлияло несколько факторов. Один из них – трудности с доставкой, особенно в южные части страны. В середине лета сроки перевозки топлива по железной дороге увеличились в два раза. В Минэнерго объяснили это высокой загруженностью дорог в туристический сезон. В результате владельцы нефтебаз сталкиваются с нерегулярной подачей вагонов по железной дороге. По данным РТС, примерно треть всего бензина находится в пути.

Экспорт за границу

Еще один важный фактор, сыгравший не последнюю роль в сложившейся ситуации – падение стоимости рубля. Экспорт нефтепродуктов становится более выгоден, чем продажи на внутреннем рынке. Нефтяники увеличивают экспортные поставки, при этом формируется дефицит внутри страны. Только за первое полугодие 2023 года компании нарастили поставки за рубеж на 11%.

Сокращение выплат нефтяным компаниям также стимулирует игроков рынка к увеличению экспорта вместо переработки сырья на своих нефтеперерабатывающих заводах. С 1 сентября до конца 2026 года выплаты поставщикам топлива уменьшатся в 2 раза. Демпфер на топливо начал действовать в 2019 году. Он защищает внутренний рынок от колебания цен.

Сезонный спрос

Особенно чувствительными к сложившейся ситуации оказались селхозрегионы, где сейчас идут уборочные кампании. Например, в правительстве Башкирии сообщили, что расходы сельхозпроизводителей на дизельное топливо вырастут на 3 миллиарда рублей. Как следствие, это приведет к удорожанию конечной продукции и приостановке модернизации производства. Часть инвестпроектов будет отложена на будущее.

В Минэнерго сообщили, что взяли под особый контроль обеспечение дизелем агропромышленную отрасль и снабжение ее топливом в период уборки урожая.

Прогноз цен

По мнению игроков отрасли, ожидать значительного снижения цен осенью не стоит, но остановка роста возможна за счет сезонного снижения спроса. Из-за инфляции топливо продолжит дорожать. Например, бензин марки АИ-95 в начале осени будет стоить не ниже 56 рублей за литр. В среднем все виды топлива вырастут в цене на 3-5%.

Участники рынка считают, что мерами, которые помогут восстановить стоимость топлива, могут стать пошлины на экспорт. Они смогут стимулировать компании продавать горючее на внутренний рынок. А также налоговые послабления – благодаря им нефтеперерабатывающим предприятиям может стать выгоднее производить топливо внутри страны.

Также перевозчики обратились к Правительству РФ с просьбой ограничить цены на топливо в стране. В своем обращении президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин предложил в качестве одной из мер ввести госрегулирование цен на дизель и зафиксировать его стоимость ниже 60 рублей.

Получайте самые интересные подборки раз в неделю

    Платформа Монополия помогает
    Искать и размещать грузы
    Сократить расходы в рейсе
    Начать свое дело
    Получить деньги
    на развитие бизнеса
    Получить правовую помощь