Насколько вырос пробег
По расчетам логистической платформы Монополия, из-за весенней просушки и вынужденных объездов средний пробег грузовиков по России увеличился на 17%. На некоторых направлениях прирост оказался еще выше — более чем на треть.
Каждый регион сам решает, когда вводить ограничения и какую нагрузку допускать: чаще всего это 3–6 тонн на ось. Перевес грозит штрафом.

«Четыре из пяти маршрутов, где пробег увеличился сильнее всего, проходят по Приволжскому округу. Там же находятся отправные и конечные точки еще шести направлений. Например, путь из южной части Казани в Самару удлинился на 44%, а из Кирова в Ижевск — на 37%. Минимальное изменение показало направление Пермь — Волгоград: плюс 3%», — рассказал Евгений Ивлев, директор по продажам платформы Монополия.
Направление | Длина маршрута без просушки, км | Длина маршрута с учетом просушки, км | % увеличения |
СПб(Шушары)-Киров | 1554 | 1715 | 9,39% |
Мск(Дмитров)-Киров | 926 | 1053 | 12,06% |
Наб.Челны-Самара | 452 | 747 | 39,49% |
Наб.Челны-Ульяновск | 394 | 471 | 16,35% |
Казань(юг)-Самара | 328 | 587 | 44,12% |
Волгоград-Пятигорск | 643 | 746 | 13,81% |
Киров-Ижевск | 420 | 670 | 37,31% |
Ростов-на-Дону-Белгород | 704 | 936 | 24,79% |
Наб.Челны-Воронеж | 1309 | 1354 | 3,32% |
Самара(юг)-Волгоград | 803 | 907 | 11,47% |
Пермь-Волгоград | 1721 | 1774 | 2,99% |
Екатеринбург-Самара | 996 | 1036 | 3,86% |
Увеличение длины маршрутов из-за просушки дорог на разных направлениях
Так, дорога из Казани в Самару обычно занимает 328 км, но с объездом — уже 587 км. Если выезжать из Набережных Челнов, дистанция вырастает с 452 до 747 км. Аналогичная ситуация и на других маршрутах: например, путь из Ростова-на-Дону в Белгород увеличивается почти на 25% (с 704 до 936 км), а из Дмитрова в Киров — на 12% (с 926 до 1053 км).

«Период просушки — всегда сложное время для перевозчиков. Из-за увеличившегося пробега растут расходы на топливо, изнашивается техника. Часто один заказ разбивается на несколько машин, и для этого нужно больше людей. Но включить эти затраты в тарифы сейчас невозможно — рынок не позволяет», — добавил Евгений Ивлев.
В последние годы федеральные трассы стараются не закрывать, поэтому перевозчики прокладывают маршруты в обход — это удлиняет путь. Тяжелые грузы на время просушки приходится исключать, чтобы вписаться в нормативы по осевой нагрузке. Из-за этого снижается загрузка транспорта, и перевозки становятся дороже.
В целом, разные компании оценивают потери от весенней просушки дорог по-разному. Цифры зависят от грузоперевозчика и от региона. Так, заместитель гендиректора по развитию и корпоративным вопросам NATCAR Мария Степанова отмечает, что из-за объездных маршрутов средний пробег увеличился на 1–1,2%, а логистика особенно затруднена в Тульской области и Башкирии. Глава «ГЛТ» Павел Горбунов добавляет, что просушка действительно приносит убытки. Причем перевозчики часто сталкиваются с тем, что заказчики не готовы брать на себя часть издержек. Даже если путь приходится прокладывать по объездным дорогам, штрафы за несвоевременную доставку сохраняются.
В «Авто-ПЭК» пошли по другому пути: от объезда закрытых дорог в сезон весенней просушки отказались, чтобы не увеличивать пробег. Вместо этого компания снижает загрузку машин в зависимости от требований региона — в некоторых случаях на 20–50%. Вес распределяют строго по осям, а клиентов заранее предупреждают об этих мерах. Это позволяет сохранять договоренности по объемам и тарифам.
Как изменились штрафы за перегруз
Просушка дорог обходится перевозчику еще дороже, если он получает штраф за нарушение весовых ограничений. В этом году таких рисков стало больше. Если раньше грузовики для проверки останавливали инспекторы ГИБДД и Ространснадзора, то теперь почти все нарушения фиксируют автоматические пункты весового контроля. Они не учитывают, что фура везет, например, товары первой необходимости, на которые не распространяется ограничение.

Как объясняет директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев, часто штрафы приходят с большой задержкой: «Перевозчики узнают о начисленных штрафах только через 4–6 недель после завершения рейса, а иногда и через два месяца. Водитель не может вовремя исправить перегруз и проезжает с превышением через несколько рамок».
В этом году штрафы выросли сразу на 50% и теперь могут достигать 525 тысяч рублей в зависимости от степени перегруза. К тому же изменились и условия оплаты. Если раньше можно было заплатить половину суммы в течение 20 дней, то теперь — 75% в течение месяца.
Президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов отмечает, что перевозчики не успевают заложить такие суммы в тарифы. Более того, они в основном несут за перегруз ответственность. Грузовладельца могут оштрафовать, только если доказано, что он предоставил ложные данные. Из-за этого многие отправители продолжают настаивать на доставке с перегрузом — и даже могут отказаться от сотрудничества, если перевозчик не соглашается.
Сколько в среднем перевозчику стоила весенняя просушка
Если сложить основные статьи расходов, становится понятно: просушка — это не просто временные неудобства, а вполне ощутимый удар по бюджету.
По данным Монополии, средний пробег фуры в месяц — 13 000 км и примерно 3900 литров дизеля. Весной из-за ограничений на дорогах маршрут увеличился в среднем на 17%, то есть машина проезжала плюс 2210 км. На них потребовалось еще около 663 л топлива.
Мы подсчитали, что средняя цена 1 л дизеля в марте–мае 2025 года составляла 63,11 руб. Таким образом, только на топливо для 1 фуры перевозчику пришлось потратить еще около 41 840 рублей в месяц.
Кроме топлива нужно учесть износ фуры. Дополнительный пробег — это нагрузка на всю технику: двигатель, трансмиссию, подвеску, тормозную систему. Ресурс у этих узлов не бесконечный, а ремонты — недешевые. По нашим оценкам, амортизация фуры обходится примерно 10 руб/км.
С учетом 2210 км лишнего пути это еще плюс 22 100 рублей на одну машину. То есть в совокупности (топливо, амортизация ТС) весенняя просушка стоила перевозчику примерно в 63 940 рублей на фуру за месяц или почти 128 тысяч рублей за два месяца.
Если фур в автопарке десять — это 1,28 млн рублей дополнительных расходов. И это — без учета возможных штрафов, дополнительной оплаты водителям, обслуживания техники и упущенной выгоды от недозагруженных рейсов.