Главная / Блог / Деньги / Во сколько обошлась перевозчику весенняя «просушка» дорог в 2025 году
Деньги
16.07.2025

Во сколько обошлась перевозчику весенняя «просушка» дорог в 2025 году

Каждую весну на региональных дорогах действуют ограничения для грузовиков. Это делается, чтобы сохранить асфальт, пока грунт под ним не просох после зимы. В разных регионах просушка длится по-разному: где-то заканчивается в мае, а где-то — только в начале июня. Мы выяснили, как весенние ограничения ударили по карману перевозчиков в 2025 году.

Насколько вырос пробег

По расчетам логистической платформы Монополия, из-за весенней просушки и вынужденных объездов средний пробег грузовиков по России увеличился на 17%. На некоторых направлениях прирост оказался еще выше — более чем на треть. 

Каждый регион сам решает, когда вводить ограничения и какую нагрузку допускать: чаще всего это 3–6 тонн на ось. Перевес грозит штрафом.

«Четыре из пяти маршрутов, где пробег увеличился сильнее всего, проходят по Приволжскому округу. Там же находятся отправные и конечные точки еще шести направлений. Например, путь из южной части Казани в Самару удлинился на 44%, а из Кирова в Ижевск — на 37%. Минимальное изменение показало направление Пермь — Волгоград: плюс 3%», — рассказал Евгений Ивлев, директор по продажам платформы Монополия.

НаправлениеДлина маршрута без просушки, кмДлина маршрута с учетом просушки, км% увеличения
СПб(Шушары)-Киров155417159,39%
Мск(Дмитров)-Киров926105312,06%
Наб.Челны-Самара45274739,49%
Наб.Челны-Ульяновск39447116,35%
Казань(юг)-Самара32858744,12%
Волгоград-Пятигорск64374613,81%
Киров-Ижевск42067037,31%
Ростов-на-Дону-Белгород70493624,79%
Наб.Челны-Воронеж130913543,32%
Самара(юг)-Волгоград80390711,47%
Пермь-Волгоград172117742,99%
Екатеринбург-Самара99610363,86%

Увеличение длины маршрутов из-за просушки дорог на разных направлениях

Так, дорога из Казани в Самару обычно занимает 328 км, но с объездом — уже 587 км. Если выезжать из Набережных Челнов, дистанция вырастает с 452 до 747 км. Аналогичная ситуация и на других маршрутах: например, путь из Ростова-на-Дону в Белгород увеличивается почти на 25% (с 704 до 936 км), а из Дмитрова в Киров — на 12% (с 926 до 1053 км).

«Период просушки — всегда сложное время для перевозчиков. Из-за увеличившегося пробега растут расходы на топливо, изнашивается техника. Часто один заказ разбивается на несколько машин, и для этого нужно больше людей. Но включить эти затраты в тарифы сейчас невозможно — рынок не позволяет», — добавил Евгений Ивлев.

В последние годы федеральные трассы стараются не закрывать, поэтому перевозчики прокладывают маршруты в обход — это удлиняет путь. Тяжелые грузы на время просушки приходится исключать, чтобы вписаться в нормативы по осевой нагрузке. Из-за этого снижается загрузка транспорта, и перевозки становятся дороже.

В целом, разные компании оценивают потери от весенней просушки дорог по-разному. Цифры зависят от грузоперевозчика и от региона. Так, заместитель гендиректора по развитию и корпоративным вопросам NATCAR Мария Степанова отмечает, что из-за объездных маршрутов средний пробег увеличился на 1–1,2%, а логистика особенно затруднена в Тульской области и Башкирии. Глава «ГЛТ» Павел Горбунов добавляет, что просушка действительно приносит убытки. Причем перевозчики часто сталкиваются с тем, что заказчики не готовы брать на себя часть издержек. Даже если путь приходится прокладывать по объездным дорогам, штрафы за несвоевременную доставку сохраняются.

В «Авто-ПЭК» пошли по другому пути: от объезда закрытых дорог в сезон весенней просушки отказались, чтобы не увеличивать пробег. Вместо этого компания снижает загрузку машин в зависимости от требований региона — в некоторых случаях на 20–50%. Вес распределяют строго по осям, а клиентов заранее предупреждают об этих мерах. Это позволяет сохранять договоренности по объемам и тарифам.

Как изменились штрафы за перегруз 

Просушка дорог обходится перевозчику еще дороже, если он получает штраф за нарушение весовых ограничений. В этом году таких рисков стало больше. Если раньше грузовики для проверки останавливали инспекторы ГИБДД и Ространснадзора, то теперь почти все нарушения фиксируют автоматические пункты весового контроля. Они не учитывают, что фура везет, например, товары первой необходимости, на которые не распространяется ограничение. 


Как объясняет директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев, часто штрафы приходят с большой задержкой: «Перевозчики узнают о начисленных штрафах только через 4–6 недель после завершения рейса, а иногда и через два месяца. Водитель не может вовремя исправить перегруз и проезжает с превышением через несколько рамок».

В этом году штрафы выросли сразу на 50% и теперь могут достигать 525 тысяч рублей в зависимости от степени перегруза. К тому же изменились и условия оплаты. Если раньше можно было заплатить половину суммы в течение 20 дней, то теперь — 75% в течение месяца.

Президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов отмечает, что перевозчики не успевают заложить такие суммы в тарифы. Более того, они в основном несут за перегруз ответственность. Грузовладельца могут оштрафовать, только если доказано, что он предоставил ложные данные. Из-за этого многие отправители продолжают настаивать на доставке с перегрузом — и даже могут отказаться от сотрудничества, если перевозчик не соглашается.

Сколько в среднем перевозчику стоила весенняя просушка

Если сложить основные статьи расходов, становится понятно: просушка — это не просто временные неудобства, а вполне ощутимый удар по бюджету.

По данным Монополии, средний пробег фуры в месяц — 13 000 км и примерно 3900 литров дизеля. Весной из-за ограничений на дорогах маршрут увеличился в среднем на 17%, то есть машина проезжала плюс 2210 км. На них потребовалось еще около 663 л топлива.

Мы подсчитали, что средняя цена 1 л дизеля в марте–мае 2025 года составляла 63,11 руб. Таким образом, только на топливо для 1 фуры перевозчику пришлось потратить еще около 41 840 рублей в месяц.

Кроме топлива нужно учесть износ фуры. Дополнительный пробег — это нагрузка на всю технику: двигатель, трансмиссию, подвеску, тормозную систему. Ресурс у этих узлов не бесконечный, а ремонты — недешевые. По нашим оценкам, амортизация фуры обходится примерно 10 руб/км. 

С учетом 2210 км лишнего пути это еще плюс 22 100 рублей на одну машину. То есть в совокупности (топливо, амортизация ТС) весенняя просушка стоила перевозчику примерно в 63 940 рублей на фуру за месяц или почти 128 тысяч рублей за два месяца. 

Если фур в автопарке десять — это 1,28 млн рублей дополнительных расходов. И это — без учета возможных штрафов, дополнительной оплаты водителям, обслуживания техники и упущенной выгоды от недозагруженных рейсов.

Получайте самые интересные подборки раз в неделю

    Платформа Монополия помогает
    Искать и размещать грузы
    Сократить расходы в рейсе
    Начать свое дело
    Получить деньги
    на развитие бизнеса
    Получить правовую помощь