Ежегодно высокий спрос в грузоперевозках начинается осенью. Чтобы запланировать бесперебойную работу в этот период, грузоперевозчикам нужно подготовиться к предстоящим вызовам. Раньше планирование мощностей больше основывалось на повышении спроса, сейчас во внимание следует принимать риски, связанные с санкционными ограничениями. На что лучше обращать внимание и к чему готовиться ― своим мнением и прогнозами поделились участники рынка.
Ценообразование
Нехватка кадров, высокая стоимость горюче-смазочных материалов, изменение логистических маршрутов ― основные причины повышения роста цен в грузоперевозках. По мнению участников рынка, тенденция к повышению сохранится и дальше.
Помимо дефицита водителей на ценообразование в этом году влияет рост стоимости техники, а последние полтора месяца ― стоимость горюче-смазочных материалов. Поэтому идет поступательное движение по увеличению тарифов. В целом, это плановое повышение. И частичная компенсация дополнительных расходов перевозчиков.
В этом году цены начали расти уже в начале августа, думаю, стоимость услуг продолжит увеличиваться. На сегодняшний день рост составил 15%. Идет «вымывание» европейского транспорта с российской территории из-за отсутствия запчастей и смещения ремонтной базы на российских и китайских производителей. Это требует значительных инвестиционных и инфраструктурных вложений. Соответственно, рост еще будет в несколько витков. На сегодняшний день видится повышение стоимости на дальние магистральные перевозки ― на маршруты от 2000 км.
Дефицит кадрового состава
По данным консалтинговых и кадровых агентств, число заявок от работодателей превышает число вакансий на 25%. В связи с этим, компании вынуждены значительно поднимать зарплату действующим водителям: от 20 до 60%.
Одна из основных причин роста цен ― отсутствие водителей. Их сильно не хватает и улучшений в этом направлении не наблюдается. Водителей не хватало последние пару лет, сейчас проблема встала совсем остро. Глобальная нехватка.
Особенности логистики и географии
В России идет изменение распределительной логистики, она смещается с европейской части на территориальные центральные центры, такие как Уральский, Поволжье, Южный, Сибирский, и Дальневосточный. Если раньше в большей степени была централизованная логистика из Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Дальнего Востока, то сейчас грузы уходят в ближайших региональный логистический центр и дальше идет региональная логистика. Соответственно, возникает все большая потребность в обеспечении транспортом последних милей.
Сейчас в России особенно востребованы перевозки на дальние расстояния из-за смещения грузопотока в Азию. Там пока недостаточна развита железнодорожная инфраструктура для нового объема экспорта и импорта грузов. К этому фактору добавляется износ автомобилей на дальних расстояниях. В связи с этим возникнут сложности со сроками доставки. В том числе на Азиатском и Ближневосточном направлении. Сложности с логистикой будут в доставках на Иранское направление при стабильно увеличивающимися потребностями в логистике.
Произошло резкое изменение логистических схем. Переориентация систем снабжения, закупок с запада на восток. Если раньше основной поток грузов шел через порты Балтийского моря, Санкт-Петербург, а самым напряженным направление было Москва ― Петербург, то теперь может стать и Казань, и порты Черного моря, дружественные страны. Увеличились сроки доставки грузов. Если раньше рейс занимал от одного до трех дней, то сейчас он может занимать от одной до трех-четырех недель.
В этом году цены на грузоперевозки начали расти с лета. Сильно выросло направление Москва ― Санкт-Петербург. Эта тенденция сохранится. Рост произошел из-за нехватки транспорта, водителей, грузчиков на складах. Также, мы говорим о повышении после очень большого провала.
Техника и детали
Планового обновления техники в классическом понимании этого слова в этом году не было. Раньше владельцы транспортных предприятий в плановом порядке выводили часть машин, часть закупали. Теперь цены на транспортные средства, например, на те же тяжелые коммерческие грузовики, выросли в два раза. Вместо покупки новых машин компаниям приходится продлевать ресурс старых. Автомобилей все равно не хватает.
Рекомендации
Необходимо более тщательно следить за автопарком. Продлевать ресурс эксплуатации узлов и агрегатов, которые не влияют на безопасность дорожного движения. Необходима точечная замена транспортных средств, более взвешенный подход к экономическим показателям компании, сокращение расходов, более внимательный подход к расходной части.
Оптимизация логистических цепочек и цепочек поставок стоит перед грузоперевозчиками всегда. Просто в данный момент она приобретает особую значимость.
Не меньшую важность приобрел поиск и популяризация профессии водителя среди молодой части населения, создание достойных условий для работы, привлечение новых кадров. Как это ни банально звучит, сейчас необходимо придумывать нестандартные подходы.
Одна из основных проблем для грузоперевозчиков ― технические моменты при простое в связи с нехваткой запчастей. Поэтому предрейсовый осмотр техники выходит на первый план.
Также особое внимание необходимо уделить подготовке к организационным и операционным процессам, чтобы сократить вынужденные простои как в очередях, так и в ожидании грузов. Большая работа предстоит с заказчиком, чтобы заранее были прописаны бизнес-процессы.
Для потребителей нужно подготовиться к сложному сезону с «качелеобразным» подходом к ценообразованию и нехватке автотранспорта. По возможности заранее предусмотреть с перевозчиками фиксированные тарифы на максимально возможный промежуток времени с гарантированными заказами. Цены на рынке могут вырасти еще до 30% из-за издержек при перевозках. Например, из-за вынужденных простоев транспорта.