Ежегодно высокий спрос в грузоперевозках начинается осенью. Чтобы запланировать бесперебойную работу в этот период, грузоперевозчикам нужно подготовиться к предстоящим вызовам. Раньше планирование мощностей больше основывалось на повышении спроса, сейчас во внимание следует принимать риски, связанные с санкционными ограничениями. На что лучше обращать внимание и к чему готовиться ― своим мнением и прогнозами поделились участники рынка.
Ценообразование
Нехватка кадров, высокая стоимость горюче-смазочных материалов, изменение логистических маршрутов ― основные причины повышения роста цен в грузоперевозках. По мнению участников рынка, тенденция к повышению сохранится и дальше.
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-1-1024x241.png)
Помимо дефицита водителей на ценообразование в этом году влияет рост стоимости техники, а последние полтора месяца ― стоимость горюче-смазочных материалов. Поэтому идет поступательное движение по увеличению тарифов. В целом, это плановое повышение. И частичная компенсация дополнительных расходов перевозчиков.
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-2-1024x241.png)
В этом году цены начали расти уже в начале августа, думаю, стоимость услуг продолжит увеличиваться. На сегодняшний день рост составил 15%. Идет «вымывание» европейского транспорта с российской территории из-за отсутствия запчастей и смещения ремонтной базы на российских и китайских производителей. Это требует значительных инвестиционных и инфраструктурных вложений. Соответственно, рост еще будет в несколько витков. На сегодняшний день видится повышение стоимости на дальние магистральные перевозки ― на маршруты от 2000 км.
Дефицит кадрового состава
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-3-1024x241.png)
По данным консалтинговых и кадровых агентств, число заявок от работодателей превышает число вакансий на 25%. В связи с этим, компании вынуждены значительно поднимать зарплату действующим водителям: от 20 до 60%.
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-4-1024x241.png)
Одна из основных причин роста цен ― отсутствие водителей. Их сильно не хватает и улучшений в этом направлении не наблюдается. Водителей не хватало последние пару лет, сейчас проблема встала совсем остро. Глобальная нехватка.
Особенности логистики и географии
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-5-1024x241.png)
В России идет изменение распределительной логистики, она смещается с европейской части на территориальные центральные центры, такие как Уральский, Поволжье, Южный, Сибирский, и Дальневосточный. Если раньше в большей степени была централизованная логистика из Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Дальнего Востока, то сейчас грузы уходят в ближайших региональный логистический центр и дальше идет региональная логистика. Соответственно, возникает все большая потребность в обеспечении транспортом последних милей.
Сейчас в России особенно востребованы перевозки на дальние расстояния из-за смещения грузопотока в Азию. Там пока недостаточна развита железнодорожная инфраструктура для нового объема экспорта и импорта грузов. К этому фактору добавляется износ автомобилей на дальних расстояниях. В связи с этим возникнут сложности со сроками доставки. В том числе на Азиатском и Ближневосточном направлении. Сложности с логистикой будут в доставках на Иранское направление при стабильно увеличивающимися потребностями в логистике.
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-6-1024x241.png)
Произошло резкое изменение логистических схем. Переориентация систем снабжения, закупок с запада на восток. Если раньше основной поток грузов шел через порты Балтийского моря, Санкт-Петербург, а самым напряженным направление было Москва ― Петербург, то теперь может стать и Казань, и порты Черного моря, дружественные страны. Увеличились сроки доставки грузов. Если раньше рейс занимал от одного до трех дней, то сейчас он может занимать от одной до трех-четырех недель.
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-7-1024x241.png)
В этом году цены на грузоперевозки начали расти с лета. Сильно выросло направление Москва ― Санкт-Петербург. Эта тенденция сохранится. Рост произошел из-за нехватки транспорта, водителей, грузчиков на складах. Также, мы говорим о повышении после очень большого провала.
Техника и детали
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-8-1024x241.png)
Планового обновления техники в классическом понимании этого слова в этом году не было. Раньше владельцы транспортных предприятий в плановом порядке выводили часть машин, часть закупали. Теперь цены на транспортные средства, например, на те же тяжелые коммерческие грузовики, выросли в два раза. Вместо покупки новых машин компаниям приходится продлевать ресурс старых. Автомобилей все равно не хватает.
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-9-1024x809.png)
Рекомендации
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-10-1024x241.png)
Необходимо более тщательно следить за автопарком. Продлевать ресурс эксплуатации узлов и агрегатов, которые не влияют на безопасность дорожного движения. Необходима точечная замена транспортных средств, более взвешенный подход к экономическим показателям компании, сокращение расходов, более внимательный подход к расходной части.
Оптимизация логистических цепочек и цепочек поставок стоит перед грузоперевозчиками всегда. Просто в данный момент она приобретает особую значимость.
Не меньшую важность приобрел поиск и популяризация профессии водителя среди молодой части населения, создание достойных условий для работы, привлечение новых кадров. Как это ни банально звучит, сейчас необходимо придумывать нестандартные подходы.
![](https://monopoly.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-11-1024x241.png)
Одна из основных проблем для грузоперевозчиков ― технические моменты при простое в связи с нехваткой запчастей. Поэтому предрейсовый осмотр техники выходит на первый план.
Также особое внимание необходимо уделить подготовке к организационным и операционным процессам, чтобы сократить вынужденные простои как в очередях, так и в ожидании грузов. Большая работа предстоит с заказчиком, чтобы заранее были прописаны бизнес-процессы.
Для потребителей нужно подготовиться к сложному сезону с «качелеобразным» подходом к ценообразованию и нехватке автотранспорта. По возможности заранее предусмотреть с перевозчиками фиксированные тарифы на максимально возможный промежуток времени с гарантированными заказами. Цены на рынке могут вырасти еще до 30% из-за издержек при перевозках. Например, из-за вынужденных простоев транспорта.