Monopoly.Online —
это платформа,
основанная на
перемещении грузов
и лайфстайл-услугах

    Главная / Блог / Технологическая логистика / Онлайн-тахографы: как они появились и куда приведут перевозчиков
    Поделиться

    Онлайн-тахографы: как они появились и куда приведут перевозчиков

    Слухи из 2020 года о постепенном внедрении онлайн-тахографов стали реальностью с 1 марта 2023 года. Грузоперевозчики напряжены, их ждет интеграция в новую систему. Когда онлайн-тахографы станут обязательными? Будут ли штрафы приходить автоматически? Как быть с ремонтом и обслуживанием устройств? Рассмотрим эти вопросы в статье.

    Что принесли изменения приказа Минтранса?

    Новый Приказ Минтранса РФ № 343 раскрыл понятие «тахограф» как бортовое устройство с функцией передачи данных и конкретизировал требования к ним в части:

    • конструктивных особенностей;
    • правил монтажа и эксплуатации;
    • специфики работы;
    • особенностей учета и контроля.

    Переход на новые устройства будет плавным и добровольным до 1 сентября 2026 года. Старые тахографы можно использовать до конца срока эксплуатации (до 10 лет).

    Для справки

    Тахограф — обязательное устройство для автомобилей, осуществляющих грузоперевозки по России и за ее пределы. Данные самописцев обеспечивают честную конкуренцию между компаниями и контроль безопасности движения ТС. 

    Показания тахографов используют для контроля скорости ТС, режима работы и отдыха водителя. Информация может быть использована для наложения взыскания правоохранительными органами.

    Виды тахографов

    В 2022 году по вине водителей грузовиков произошло более девяти тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате которых погибли почти 1,5 тысяч человек. Несоблюдение дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушения скоростного режима — эти ситуации часто провоцирует состояние водителя. 

    Система тахографического контроля ориентирована на снижение количества ДТП и повышение безопасности дорожного движения. Для этого водители соблюдают скоростной режим, режим труда и отдыха с помощью объективных «контролеров» — тахографов. Они бывают двух видов:

    • цифровые;
    • аналоговые.

    К сведению

    Первый тахограф, фиксировавший километраж, появился в Великобритании больше 100 лет назад. В 50-е годы XX века грузоперевозчики устанавливали простые аналоговые устройства, чтобы контролировать расход топлива.

    Монтировать тахографы в российские грузовики и пассажирские автобусы стали с 1996 года. Но только с 2015 года самописцы обязательны для автомобилей массой более 3,5 тонн.

    Аналоговые самописцы приобрели современный вид в 70-х годах. В течение 24 часов прибор фиксировал на бумаге период управления ТС и время отдыха водителя. Такие тахографы имели ненадежную конструкцию. В любой момент в работу устройства можно вмешаться и скорректировать данные.

    В конце 90-х появились цифровые тахографы, которые:

    • хранили информацию во внутренней памяти;
    • записывали дольше 24 часов;
    • были защищены от вскрытия;
    • разграничивали права доступа к данным.

    Более совершенные самописцы фиксировали сведения во внутренней памяти и памяти цифровой карты водителя. 

    Второе поколение таких тахографов (известных еще как смарт-тахографы) распространяется в Европе с 2019 года. Их особенности:

    • позиционирование ТС при помощи ГНСС (глобальных навигационных спутниковых систем);
    • автоматическая запись данных о месте нахождения грузовика;
    • передача информации через интеллектуальные транспортные системы (ITS);
    • использование номерных пломб на корпусе;
    • дистанционный контроль с применением технологии выделенной связи ближнего действия DSRC.

    Онлайн-тахографы — это уже отечественная разработка последних лет. По своему функционалу устройства схожи с европейскими смарт-тахографами.

    Чем онлайн-тахограф отличается от обычного?

    В России систему тахографического контроля трансформируют с 2020 года. Внедряются устройства с функцией автоматической передачи данных в режиме реального времени. 

    Отечественные онлайн-тахографы оснащены модулями, способными передавать информацию о нарушениях в автоматическом режиме по сетям беспроводной мобильной связи GSM/GPRS. Когда сигнала нет, прибор продолжает писать, чтобы передать сведения в условиях устойчивой сотовой связи. Сведения уходят в автоматизированную систему «Тахографический контроль» (АИС ТК).

    Конструктивные особенности онлайн-тахографов

    Приказ № 343 определяет конструкцию бортового устройства:

    1. блок СКЗИ (средства криптографической защиты информации), отвечающий за автоматическое формирование, подпись с помощью квалифицированной ЭП, зашифровку информации и отправку ее в АИС ТК;
    2. конструктивный отсек, позволяющий разместить и подключить блок СКЗИ без извлечения бортового устройства и нарушения пломбы;
    3. модуль связи для передачи данных;
    4. датчики ускорения, реагирующие на экстренное торможение или переворот ТС;
    5. разъем для подключения антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS;
    6. слот для SIM-карты.

    К сведению

    Основное отличие онлайн-тахографа от обычного цифрового самописца — полный контроль всех транспортных средств и водителей в части соблюдения режима труда и отдыха, скоростного режима и маршрута движения.

    Преимущества и недостатки онлайн-тахографа

    Основное преимущество онлайн-тахографа — его показания не нужно распечатывать на ленту. Новые устройства внедряются для того, чтобы отсеять недоработки в законах. Будущие изменения в нормативной базе продиктуют уже реальные ситуации на дорогах.

    Онлайн-тахографы влияют на:

    • стиль управления ТС;
    • привычки водителя;
    • нарушения со стороны работодателя, связанные с принуждением к длительному трудовому дню водителя.

    Плюсы новых приборов — автоматическая фиксация данных, высокая надежность и простота эксплуатации. Дополнительной частью онлайн-тахографа осенью 2024 года может стать датчик работоспособности водителя, если соответствующий законопроект будет принят. 

    Аппаратура будет наблюдать за состоянием водителя. Датчик укажет, что нужно отдохнуть, даже если время перерыва еще не пришло. С таким апгрейдом водитель без признаков усталости и засыпания может законно превысить дневную норму нахождения за рулем (но не дольше чем предусмотрено ПДД).  

    Противники онлайн-тахографов считают, что:

    • бюджетные деньги тратятся впустую;
    • инициатива притесняет честных перевозчиков;
    • система затронет только новые ТС;
    • данные могут быть украдены из-за недостаточной защиты информации;
    • погрешности возникнут при замерах в условиях городской застройки из-за использования только одного спутникового сигнала;
    • покупка нового самописца слишком затратна для перевозчиков;
    • данные прибора в ТС и камеры фотофиксации нарушений ПДД вероятно будут отличаться.

    Артем Филин, специалист по навигационному оборудованию Monopoly.Online: «Сегодня грузоперевозчики покупают и устанавливают только цифровые тахографы — проверенное и понятное оборудование. Пока устройства с функцией автоматической передачи данных в режиме реального времени тестируют и сертифицируют, до их массового внедрения во все автопарки еще далеко».
    При всех преимуществах и недостатках, разных мнениях об онлайн-тахографах, существует правда жизни. Длительность поездки во многом зависит от заказчика, а не от перевозчика или водителя. В такой ситуацией исполнитель балансирует между желаниями клиента и нормами закона. 

    Как проверять и где обслуживать онлайн-тахограф?

    Показания самописца как прибора непрямого измерения зависят от корректной настройки специалистом. Некачественная поверка тахографа приводит к автомобильным штрафам за нарушение скорости, которые фиксируют камеры фото- и видеофиксации на дорогах. Перевозчик расплачивается за неграмотную настройку оборудования.
    Установку, поверку, обслуживание и ремонт онлайн-тахографов будут осуществлять специализированные мастерские. Список региональных организаций размещен на сайте Росавтотранса.

    Будут ли штрафы за отказ от онлайн-тахографов?

    Во время переходного периода до 1 сентября 2026 года перевозчики сами выбирают самописцы. Но после внедрения новых моделей ситуация изменится. За отказ от использования онлайн-тахографов будут действовать штрафы из статьи 11.23 КоАП РФ:

    • 3-5 тыс. рублей для водителя;
    • 7-10 тыс. рублей для сотрудника предприятия, ответственного за выпуск транспорта на маршрут;
    • 15-25 тыс. рублей для предпринимателя;
    • 20-50 тыс. рублей для компании.

    В итоге за эксплуатацию ТС без онлайн-тахографов перевозчик получит целый набор штрафов. Накажут всех — от водителя до руководителя.

    Резюмируем

    На весну 2023 года перечень отечественных тахографов ограничен лишь несколькими моделями цифровых устройств, включенных в реестр Росавтотранса. Все они удовлетворяют требованиям Приказов Минтранса РФ.

    Онлайн-версии самописцев для грузоперевозчиков пока туманное будущее. Моделей в продаже, как и на сайте Росавтотранса, пока нет. Производители активно тестируют новые тахографы, устанавливая их на автомобили только в рамках пилотных проектов. 

    30. 05. 2023

      Получайте самые интересные подборки раз в неделю



        Читайте также
        Полезное
        17. 10. 2022
        Надежный грузоперевозчик вместо потери времени, денег, репутации
        Мошенничество в грузоперевозках — проблема, которая существует не одно десятилетие. Из-за пандемии 2020 года, объём ущерба, связанный с мошенничеством, начал сокращаться. Но уже в 2022 ситуация снова ухудшилась. Так, в августе сумма нанесенного ущерба составила половину всех потерь за первый квартал 2022. Какие риски угрожают грузовладельцам и как их избежать ― расскажем в статье.
        Полезное
        27. 09. 2022
        «Горящий» сезон: как справиться на «отлично» и сохранить здоровье
        Высокий сезон в грузоперевозках традиционно начинается в сентябре, а с ним увеличивается нагрузка на транспорт и водителей. Именно они — ключевое звено в грузоперевозках. От их мастерства и профессионализма зависит многое. Как сохранить здоровье в период высокой активности — расскажем в статье.
        Полезное
        22. 07. 2022
        Что лучше выбрать грузоперевозчику: ООО или ИП
        Грузоперевозки – сфера, которая будет актуальна абсолютно всегда. Ведь если на рынке есть производители, то должны быть и те, кто возит их товары. Но открыть свое дело в грузоперевозках – задача непростая. Нужно учесть и финансовые моменты, и кадровые вопросы, а также, что самое главное – задуматься о форме регистрации бизнеса. ООО или ИП: что выбрать для бизнеса в логистике? У каждого из видов есть своим плюсы и минусы. В этой статье расскажем, в чем разница форм, какая выгоднее именно для грузоперевозок, а также какие могут быть риски.