Водители предпочитают «Газели»
По итогам 2023 года коммерческие грузоперевозки идут на подъем. При этом спрос на дальние рейсы вырос на 50%. В такой ситуации транспортные компании хоть и активно наращивают автопарки, испытывают дефицит кадров. Водители не спешат сесть за руль 144 000 новых грузовиков, которые поступили от дилеров в 2023 году.
Нехватка профессиональных рук почти у 70% грузоперевозчиков напрямую связана со старением кадров, тяжелыми условиями труда и неудовлетворенностью социальными гарантиями. Водители дальних рейсов переходят в другие сферы, например, пересаживаются за руль такси или фургонов.
Дальнобойщики ищут место, где лучше. Логистические связи внутри региона и между городами расширяются, и хорошую зарплату можно получать, не уезжая на край света и не оставляя семью.
«Газельки» тащат и им за это… ничего?
В профильных сообществах и на форумах водителей-дальнобойщиков довольно распространено мнение, что все малотоннажки нарушают — везут больше, чем можно. Условная «Газель» с грузоподъемностью в 1,5 тонны берет до 3 тонн. Никакого контроля со стороны властей нет: штрафы за перегруз платить не надо, как и рассчитываться в системе «Платон». А за разрушение дорожного покрытия вычтут у большегрузов.
Вероятно, один из водителей «Газелек» так и думал, когда шел по трассе в Воронежской области с перегрузом в 8 тонн. Нарушение зафиксировала автоматическая рамка весогабаритного контроля, в адрес владельца направлен штраф на 400 000 рублей. Эту спорную ситуацию грузоперевозчики активно обсуждали в соцсетях. Одни комментаторы засомневались, что фургон технически мог перевозить такой груз, другие посчитали, что штраф пришел из-за весенней просушки дорог.
Время от времени общественные деятели подают Правительству РФ инициативы по введению предельных осевых нагрузок для «Газелей». Но пока эти идеи остаются без внимания, а рынок позволяет нарушителям брать и выполнять крупные заказы на перевозку. Возможно, что в будущем запреты на рейсы с перегрузом все же введут либо малотоннажников подключат к системе «Платон».
Никакой борьбы между «Газелями» и большегрузами нет?
Внутренняя конкуренция в сегменте LCV присутствует между крупными федеральными перевозчиками и частниками на «Газельках». Всеми виной разница в стоимости услуг. Если для первых главное — уровень сервиса и безопасность груза, то для вторых — скорость доставки и низкая цена.
В условиях рынка перевозчики с малотоннажным транспортом маневрируют также активно и уверенно, как их фургоны на трассе. Некоторые компании выходят на тендеры, чтобы заключить договор с крупным клиентом, другие подхватывают заявки в тех регионах, где затруднен проезд крупнотоннажников, например в пределах ТТК в Москве.
«Наша компания не конкурирует с коммерческим транспортом из сегмента LCV. Легкие фургоны задействованы прежде всего на доставке сборных грузов по городу или региону, а для перевозок на дальние расстояния больше подходят магистральные тягачи с высокой грузоподъемностью. Каждый участник логистического рынка должен занимать свое место», — рассказал Павел Афанасьев, логист ООО «С-ТРАНС».
По большей части противостояние между «Газелями» и тяжелыми грузовиками невозможно — слишком они разные, как такси и автобус. А как считаете вы? Делитесь мнениями в комментариях.