Серых грузоперевозчиков стало меньше
Но они всё ещё есть на рынке, несмотря на курс к обелению отрасли, наметившийся в период пандемии. Главным инициатором этого процесса стала Федеральная Налоговая служба, которая увеличила проверки грузоперевозчиков.
Транспортные компании пытаются играть по новым правилам, но встроиться получается не у каждого. После завершения пандемии перевозчики либо оптимизировали расходы, либо прекратили работу.
Обнаружить серую ТК можно хотя бы по стоимости перевозки. Обычно она на 10-20% меньше среднерыночной.
Обращаясь к серым компаниям, высока вероятность столкнуться с мошенниками, которые хотят украсть ваш груз.
Только в августе этого года грузовладельцы потеряли 54,9 млн рублей, из которых самый крупный ущерб составил 15 млн рублей.
Когда интенсивнее всего действуют мошенники?
Активнее всего мошенники работают в пиковые сезоны грузоперевозок, когда потребность в вывозе грузов возрастает, а нагрузка на логиста увеличивается. По причине усталости сотрудник может пропустить недостоверную информацию о перевозчике, водителе или транспорте.
Из-за горящих сроков логист также может поступиться внутренним распорядком компании только ради того, чтобы быстрее найти перевозчика.
Какие грузы чаще всего похищают?
Злоумышленников интересуют ходовые товары: электроника, бытовая техника, медицинские и фармацевтические товары. В период коронавирусных ограничений высоким спросом у злоумышленников пользовались грузы с медицинскими масками.
По данным за август 2022 года лидером по числу хищений стали металлы, на втором месте — бытовая химия и строительные материалы.
Кто виноват?
Неразумная экономия
Одна из самых распространенных причин — желание грузовладельца сэкономить. Но это прямой путь к потере груза. В действительности владельца груза должна насторожить цена ниже среднерыночной.
Посредники
Иногда между перевозчиком и грузовладельцем возникает цепочка из нескольких посредников. Эту ситуацию должен был исправить «Единый реестр цифровых профилей перевозчиков» от Минтранса, но проект всё ещё на этапе планирования, а сроки реализации неизвестны.
Возникающие в цепочке посредники считаются экспедиторами, но фактически оказывают консультационные услуги. Это значит, что они не несут никакой ответственности за сохранность груза и его своевременную доставку.
Площадка объявлений вместо цифровой платформы
Цифровизация логистики постепенно делает отрасль более прозрачной, гибкой и удобной. При этом появляется большое количество ресурсов, которые позиционируют себя как грузовые биржи, но по факту ими не являются.
К подобным площадкам часто обращаются экспедиторы, когда ищут перевозчика с более низкой ставкой. На ресурсе должны регистрироваться только ООО или ИП, но в действительности получить груз может кто угодно, в том числе и мошенники.
Как не попасться на мошеннические схемы?
- Внимательно проверяйте своих контрагентов, особенно если собираетесь работать с кем-то в первый раз.
- Не «обольщайтесь» низкой ставкой. Ориентируйтесь на среднерыночную стоимость перевозки, а если вам делают предложение со ставкой, которая существенно ниже — это повод опасаться подвоха.
- Тщательно выбирайте ресурсы для размещения своих заказов. Делайте это только на тех платформах, на которых открыта регистрация только для юридических лиц.
Например, на Monopoly.Online не могут зарегистрироваться физические лица и нет посредников, выдающих себя за владельцев транспорта. Служба безопасности платформы проводит тщательную проверку, собирая информацию о компании, транспорте и водителях по многим параметрам. Поэтому на платформе Monopoly.Online 0+ нет мошенников.
Чтобы всегда доставлять грузы в сохранности, воспользуйтесь чек-листом, который мы создали для всех участников рынка логистики. В нем полезные ресурсы, благодаря которым вы можете проверить контрагентов и водителей.