Антирейтинг дорог
В 2023 году был составлен рейтинг региональных и межмуниципальных трасс. В 41 субъекте качественных дорог больше, чем некачественных, в 44 субъектах все наоборот. Самые лучшие дороги в Москве (более 97%), самые худшие — в Архангельской области (более 13%). Следом за аутсайдером расположились Кировская, Амурская, Ярославская, Волгоградская, Магаданская и Вологодская области, Якутия, Марий-Эл и Алтай.
Федеральные трассы под литерой М чаще остальных попадают в позитивные новости. Здесь есть все для комфортного движения: качественное дорожное покрытие, удобные развязки, АЗС, кафе, шиномонтажи, СТО. Ниже приведем список дорог, которые не менее востребованы, но отличаются плохими характеристиками.
Р-132 «Золотое кольцо»
Пока «Автодор» только разрабатывает проект по превращению трассы Р-132 в скоростную магистраль, грузы активно идут по ней уже сегодня. Прелести для машин, которые идут по направлению из Санкт-Петербурга в Ярославль, заканчиваются где-то под Тверью.
На Р-132 есть участки, где асфальт не разглядеть из-за ям. 140 км от Твери до Калязина превращаются в сложный и нервный маршрут. Он напоминает скоростной спуск на лыжной трассе.
49А-04 «Луга — Великий Новгород»
Некоторые экспериментаторы для маршрута Санкт-Петербург — Великий Новгород выбирают бесплатную дорогу, отказываясь от М-11. По навигатору водители благополучно доезжают до Луги, а при повороте налево в сторону Великого Новгорода начинается самое интересное.
Со средней скоростью около 70 км/ч можно полюбоваться живописной природой — бескрайними полями ржи и полетами аистов. Чтобы водитель не отвлекался, интернет и связь туда не подвезли. Адреналина прибавляет движение по двухполосной дороге, которая вся на латках. Фото конца лета 2023 года не дадут соврать.
78К-0004 «Череповец — Рыбинск»
Навигатор предлагает для большегруза путь по М-8 в обход Вологды. И правильно делает. Но это крюк в 400 км. Привлекательнее на карте выглядит дорога 78К-0004 — напрямик всего около 180 км. На участке в Вологодской области обновили асфальт. Практически на стыке с Ярославской областью безопасные и качественные дороги заканчиваются, а начинаются трассы для гонок на БТРах.
Здесь аварийные ситуации возникают регулярно. Все из-за местных дорог с огромными ямами. Осенью было известно, что ремонт покрытия затянулся. Часть работ подрядчики завершат только к лету 2024 года. Пока водители рекомендуют за 400 км объезжать эту «дорогу в ад».
81Л-010/Р-258 «Улан-Удэ — Чита»
Трассы 81Л-010 и Р-258 соединяют столицы Бурятии и Забайкальского края. Трафик здесь интенсивный: идут и большегрузы, и местные легковушки. Местами водителя встречает широкая двухполосная дорога с хорошим асфальтным покрытием, местами попадаются участки с ямами и выбоинами.
Еще в 2023 году дорожники взялись за обновление асфальтового покрытия. На некоторых участках работы продолжатся до осени 2024 года. По планам после реконструкции дорога из Улан-Удэ в Читу должна выйти на уровень с крупными федеральными трассами. Инфраструктура здесь недостаточно развита — стоянок, кафешек, АЗС не хватает. Водители пользуются тем, что есть, и только успевают уворачиваться от ям и маневрировать на срезанном асфальте.
Р504 «Колыма»
Худшее, что можно найти среди российских дорог — трасса от Якутска до Магадана. Это почти 2000 км «автотропы», петляющей своей грунтовкой через вымирающие деревни Восточной Сибири. Водители едут по убитому дорожному покрытию практически вдали от цивилизации: один на один с природой.
Р504 — трасса смерти для чужаков и дорога жизни для магаданцев. Дорожники постепенно решают эту ситуацию. Будем надеяться, что они смогут «укротить» дикую природу.
Справедливости ради отметим, что сложные участки российских трасс все же ремонтируют. Об убитости многих дорог, на которые водители жаловались лет десять, напоминают только жуткие кадры из интернета. Это и платная магистраль на Минск, и дороги на Новороссийск или Ярославль, и трасса «Кола».