Масляный контрафакт повсюду
Известные бренды автомасел ушли из России еще весной 2022 года. Хоть официальные производители перестали поставлять свою продукцию, Mobil, Total, Shell, Castrol все еще встречаются в продаже. Вероятнее всего канистра с фирменной наклейкой уже была ввезена из-за границы. Подлинники с датой производства в 2021 году уже давно раскуплены.
«Определенный процент контрафактных масел присутствовал на рынке и раньше, когда в России еще функционировали заводы мировых производителей. Сейчас ситуация ухудшилась. Производители суррогата процветают, а его количество выросло не менее, чем в два раза.
Сегодня конечный потребитель при обслуживании автомобиля чаще гонится не за качеством смазочных материалов, а за их ценой. Чем дешевле, тем лучше. Некоторые владельцы транспортных средств получают массу проблем, когда покупают масла в непроверенных местах».
Визуально отличить оригинал от контрафакта невозможно: одна и та же тара, наклейки, этикетки. Разница в цене. Последние 1,5 года покупателей привлекают заниженной стоимостью. Кого-то это смущает, а другие, не задумываясь, забирают поддельное масло в канистрах с отваливающимися этикетками.
Продажа смазочных материалов, поступивших из-за границы в обход запрета производителя — это не преступление. Некоторые марки автомасел входят в перечень товаров, которые разрешены Минпромторгом к ввозу параллельным импортом. Но его объем не так велик. При этом ни один продавец не даст 100% гарантию подлинности. Этим правом обладает только производитель. Чтобы установить истину, необходимо проводить лабораторную экспертизу каждой партии товара, привезенной из Казахстана, Киргизии и Турции.
Жалобы и претензии остались в прошлом
Самый простой способ реализовать контрафактное масло — продать канистру в розницу. Из-за этого больше всего страдает конечный потребитель. Минимальные шансы на покупку качественного моторного масла у физического лица. Пожаловаться на нарушение своих прав некому.
Если раньше потоки контрафакта останавливали зарубежные производители, инициируя судебный процесс против нарушителей, то после 2022 года этим никто не занимается. Потребитель не может предъявить иск к заводу-производителю, потому что официально продукция в страну не ввозилась.
«В России есть компании, которые ввозят оригинальные автомасла из-за границы. В стране действительно существует качественный продукт от мирового производителя. Так в РФ попадает Shell из Европы и Турции. Но к сожалению, честных компаний-импортеров не так много, поэтому и объемы ввоза подлинного смазочного материала небольшие».
«Даешь отечественную альтернативу?»
Формально российские автомобилисты и грузоперевозчики могут выбрать для себя один из путей:
- купить автомасло, ввезенное по параллельному импорту;
- протестировать продукцию, произведенную внутри страны.
В обоих случаях покупатель берет на себя долю риска. Европейская техника имеет определенные требования к смазочным материалам.
Производители базового масла и присадок совместно с автоконцернами проводят дорогостоящие тесты с участием транспортных средств. В результате одобрения получала самая выигрышная и качественная комбинация. Сейчас на рынке такой опции нет. Ни один российский производитель автомасла не может провести подобный тест.
«Мы всегда покупали для своих машин автомасло Shell. Оно исчезло, мы начали его искать, а столкнулись с проблемой: купили несколько бочек, а по факту в них оказался контрафакт. В поисках аналогов Shell мы пришли к российскому производителю.
Первые полгода бесплатно тестировали масло на нескольких машинах и через каждый 15 000 километров отправляли пробу в лабораторию. По результатам анализов смазочный материал сохранил все свои свойства и качества на протяжении всего цикла использования. Так мы перешли на отечественное масло и не испытываем никаких проблем с обслуживанием автомобилей».
Поставка присадок в Россию, как и автомасел мировых производителей, запрещена. При этом иностранных автомобилей достаточно.. В стране практически нет замены этим химическим соединениям, улучшающим свойства смазочного материала.
Многие российские компании, выпускающие отечественные моторные масла, заказывают присадки из Китая и Кореи. Небольшие малоизвестные бренды льют чаще всего хорошее масло. При этом продукция мелких компаний защищена от контрафакта: копировать ее попросту невыгодно.
Азиатские присадки никто никогда не проверял. Россия сейчас большой полигон для теста «отечественное базовое масло + китайские присадки». Этот процесс займет ни один день, пока не будут подобраны верные рецептуры.
Пока идет эксперимент, проблемы появляются у потребителей: срок службы транспортного средства сокращается, чаще возникает потребность в капитальном ремонте двигателя, приходится обращаться за экспертизой. Результат — снижение эффективности транспортных средств.
Сегодня в России формируется новый рынок автомасел. Идет его полная перестройка. Из-за обилия контрафакта в продаже некоторые покупатели больше не доверяют импортным товарам. Риск не оправдан. Потребители обращаются к отечественным производителям.
Российские компании уже давно официально разливают автомасла под иностранными брендами, например, Rolf или Takayama. По данным экспертов отрасли, среди покупателей больше доверия стали вызывать и продукты крупных отечественных производителей, таких как Sintec, Lukoil, Gazpromneft, Rosneft.
Резюмируем
Использование контрафактного автомасла под маркой популярного иностранного производителя — риск для двигателя и трансмиссии автомобиля. Владелец транспортного средства замечает влияние поддельного смазочного материала не сразу. Результат неутешительный — капитальный ремонт может обойтись в сумму до 500 000 рублей. Избежать негативного прогноза поможет только покупка масла у официального дилера или импортера.
Конечный потребитель может встретиться с проблемами и при заливе отечественного автомасла малоизвестных брендов. Тесты в условиях эксплуатации еще идут, причем за счет владельцев транспортных средств. Небольшие производства заменили ушедшие присадки из США привозными из Кореи и Китая. Более крупные российские компании-гиганты используют собственные разработки. Для этого работают производства пакетов присадок, хоть и более простых, чем топовые американские.
Все же некоторые грузоперевозчики замечают, что их автопарки никак не пострадали от выбора российских смазочных материалов. Этот процесс проходил обдуманно, через лабораторную диагностику масляных проб.