Главная / Блог / Деньги / Цены на дизель во II квартале 2025: рост и региональные различия
Рынки
06.08.2025

Цены на дизель во II квартале 2025: рост и региональные различия

С начала 2025 года цены на дизельное топливо в России растут. С 2025 года в России дорожает дизельное топливо. Во II квартале рост замедлился, но в разных регионах цены могут сильно отличаться. Также стоимость топлива различается на разных федеральных трассах. Рассказываем подробности в статье.

Что происходит с ценами на дизель

По данным Росстата, с начала 2025 года дизельное топливо в России подорожало на 1,83%. На 7 июля 2025 года средняя розничная цена составила 71,48 рубля за литр. За год дизель прибавил в цене около 9,6%. Это примерно соответствует уровню официальной инфляции, которая на май 2025 года, по данным Банка России, составляет 9,88%. Дизель пока остается менее подвержен росту, чем, например, высокооктановые бензины. Их стоимость выросла на 11–26%.

На цены топлива в России влияют три основных фактора: госрегулирование (налоги и субсидии), объем экспорта и спрос внутри страны. Государство не устанавливает стоимость напрямую — она формируется преимущественно на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Но через биржу проходит лишь около 12% объема топлива, потребляемого на внутреннем рынке. Остальное — розничный рынок, где цены устанавливают сами владельцы АЗС, в первую очередь — крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи). Они контролируют до 95% сетей в отдельных регионах, например, в Санкт-Петербурге.

Власти борются с резкими изменениями цен на бензин и дизель. Один из основных инструментов — механизм топливного демпфера, который уравновешивает спрос и предложение внутри страны. Это своего рода налоговый вычет для нефтепереработчиков: когда экспортные цены выше чем внутренние цены, государство компенсирует часть разницы, чтобы компаниям было выгодно продавать топливо на внутреннем рынке.

— подчеркивает министр энергетики Сергей Цивилев.

Еще на динамику цен влияет экспортный фактор. В июне 2025 года снизились объемы поставки дизельного топлива на внешние рынки. Из-за этого увеличиваются внутренние запасы и снижаются оптовые цены.

С другой стороны, внеплановые ремонты на НПЗ повышают себестоимость топлива. Также весной и летом спрос на дизель обычно растет из-за сельхозработ и повышенной транспортной нагрузки в сезон массовых отпусков. Это создает дополнительное давление на розничные цены, особенно в регионах с активной логистикой и агропроизводством,

Региональная динамика цен на дизель во II квартале

Специалисты Монополии провели исследование и выяснили, что во втором квартале 2025 года цены на рынке дизельного топлива выросли во всех проанализированных регионах, хотя темпы роста различались.

Регионы с самыми высокими и самыми низкими ценами

Во II квартале 2025 года регионы с самыми высокими и низкими ценами на дизельное топливо по сравнению с началом года не изменились.

В апреле, самая высокая стоимость была зафиксирована в Иркутской области — 75,5 руб/л (в январе 2025 — 75,5 руб/л), в то время как самая низкая — в Республике Татарстан, где литр дизеля стоил 64,8 руб. (в январе 2025 — 64,7 руб/л).

Средние цены на дизельное топливо по регионам во II квартале 2025 года

К июню разброс сохранился: Иркутская область вновь возглавила список с ценой 75,9 руб/л, а в Татарстане цена осталась самой доступной — 65,6 руб/л. Топливный рынок по-прежнему неоднороден, а разница между максимумом и минимумом по стране превышает 10 рублей за литр.

Самый высокий темп роста цен зафиксирован в трех регионах, где средняя цена во II квартале прибавила по сравнению с I кварталом больше 1 рубля.

Наибольший рост цен на дизель:

  • Санкт-Петербург и Ленобласть — +1,91% (с 69,6 до 70,93 руб./л);
  • Приморский край — +1,76% (с 73,8 до 75,10 руб./л);
  • Омская область — +1,78% (с 69,0 до 70,23 руб./л).

Минимальные изменения:

  • Иркутская область — +0,13% (с 75,6 до 75,7 руб./л);
  • Тюменская область — +0,18% (с 71,8 до 71,93 руб./л).

Средние цены на дизельное топливо по регионам в I и II квартале 2025 года

Как менялись темпы роста внутри квартала

В Татарстане и Ярославской области рост цен ускорился: июньский прирост оказался выше майскогоВ Москве и Московской области, Омской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти, а также в Приморском крае темпы роста к концу квартала замедлились.

Остальные регионы — Ростовская область, Краснодарский край и Иркутская область — показывали стабильный рост на протяжении всего квартала.

Итоги I полугодия 2025 года по сравнению с I полугодием 2024 года

Анализ средней стоимости за январь–июнь 2025 года в сравнении с аналогичным периодом 2024 года показывает, что рост цен на дизельное топливо был ощутим во всех регионах, но с разной интенсивностью.

Больше всего стоимость увеличилась в Москве и Московской области (+10,46%), Санкт-Петербурге и Ленобласти (+10,60%) и Иркутской области (+10,23%).

Минимальные темпы роста зафиксированы в Приморском крае (+8,08%) и Республике Татарстан (+8,29%).

Динамика цен на дизельное топливо на ключевых магистралях

Кроме регионального анализа, мы оценили динамику цен на дизельное топливо на ключевых федеральных трассах, где сосредоточен основной поток коммерческого транспорта.

Средние цены на дизельное топливо в разрезе федеральных трасс во II квартале 2025 года

Во II квартале 2025 года дизельное топливо на федеральных трассах, как и в регионах, продолжило расти в цене, хотя темпы роста различались в зависимости от направления.

Самые дорогие и дешевые трассы

На начало II квартала 2025 года на федеральных трассах сохранилась тенденция, сложившаяся в начале года: в апреле самая низкая цена зафиксирована на трассе М12 (65,5 руб/л), самая высокая цена — на трассе М11 (71,4 руб/л).

В июне 2025 года ситуация почти не изменилась:

  • М11 по-прежнему остается самой дорогой (72,1 руб/л)
  • На трассе М12 отмечается самая низкая цена (65,9 руб/л).

Разброс цен между разными дорогами составляет более 6 рублей на литр.

Если сравнивать II квартал с I, наибольший рост зафиксирован на трассе М11 «Москва — Санкт-Петербург» — +1,58%. Аналогичное увеличение (+1,58%) отмечено на трассе М1 «Москва — Минск».

Минимальное изменение — на трассе М5 Москва — Челябинск: здесь дизель подорожал всего на 0,4 руб. за квартал.

Средние цены на дизельное топливо в разрезе федеральных трасс в I и II квартале 2025 года

Внутриквартальная динамика

Внутри квартала наибольшие скачки цен наблюдались:

  • на М4 «Дон» — сразу +1,5 руб./л (с 67,3 до 68,8 руб/л),
  • на М1 — +1,1 руб. (с 68,2 до 69,3 руб/л),
  • на М3 (Москва — Калуга — Брянск — федеральная граница с Украиной) — +1,1 руб. (с 67,3 до 68,4 руб/л).

Эти направления активно используются в логистике и пассажирских перевозках, что могло повлиять на более резкое удорожание топлива в весенне-летний сезон.

Итоги I полугодия 2025 года по сравнению с I полугодием 2024 года

Больше всего — на 11,14% — выросла цена дизельного топлива на трассе М3. На втором месте — М1 (+10,92%). В то же время наименьший прирост зафиксирован на М12 (Москва — Казань) — всего +7,35%.

Итоги II квартала

Во II квартале 2025 года цены на рынке дизельного топлива продолжили расти. Если в I квартале средняя цена по регионам выросла на 0,6%, то во II — уже на 0,8%. На федеральных трассах динамика оказалась еще заметнее: +0,3% в I квартале против +1,2% во II.

Пока скачков цен не наблюдается, структура рынка и государственное регулирование сдерживают резкие колебания. Это особенно важно для логистических компаний и агросектора, которым необходима предсказуемость цен в сезон перевозок и сельхозработ.

Текст: Ксения Мишарина

Получайте самые интересные подборки раз в неделю

    Платформа Монополия помогает
    Искать и размещать грузы
    Сократить расходы в рейсе
    Начать свое дело
    Получить деньги
    на развитие бизнеса
    Получить правовую помощь