Страхование грузов опередило по темпам роста другие виды имущественного страхования. Согласно исследованию Национального рейтингового агентства, сборы в этом сегменте увеличились на 22%, до 29,5 млрд рублей. На рост повлияли повышение тарифов, средняя стоимость перевозимых товаров, а также уход зарубежных страховщиков.
Новые правила игры
Один из главных факторов, повлиявших на увеличение цен полиса — изменение логистических маршрутов. Из-за снижения грузооборота с Европой и увеличения торговли с востоком они стали длиннее. Добавились новые перегрузки товаров на границах из одного транспортного средства в другое. Чем сложнее логистические цепочки, тем выше вероятность убытков.
Также с российского рынка ушли иностранные компании как из недружественных, так и из дружественных стран, где страховался и перестраховывался российский бизнес. На международном рынке размещалось 72% перестраховочной защиты. После введения санкций, Центральный банк принял решение о докапитализации Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). Она фактически стала монополистом на рынке страхования грузов.
Ситуацию усугубили и убытки – в 2022 году сгорели крупные складские помещения. Сильный пожар произошел на складе OZON в августе, в декабре в подмосковном «МЕГА Химки» сгорел гипермаркет OBI и склад. Итоговая сумма ущерба тогда могла составить около 20 млрд рублей. Вслед за этим в полисах появились новые правила и оговорки.
Основные риски и оговорки
Страховщики стали досконально проверять работоспособность и обслуживание пожарной системы. Одно из новых требований – наличие управляющей компании, инженерной службы и ответственных за пожарную безопасность лиц, автоматической пожарной сигнализации, отсутствие электропроводки, проложенной незащищенным способом, и встроенных в здания трансформаторных подстанций.
По мнению Александра Быкова, руководителя Института страхования Всероссийского союза страховщиков, много оговорок связано с текущими геополитическими условиями, в которых приходится работать перевозчикам. «Основные новшества связаны с тем, что в системе перестрахования стали применяться дополнительные оговорки, в том числе связанные с исключением покрытия на случай причинения убытков, несения ответственности и произведения расходов, вызванных арестом, задержанием, удержанием (блокировкой), конфискацией, захватом, изъятием или национализацией железнодорожного транспорта, судна, иных средств/видов транспорта, контейнера(ов) и/или груза по распоряжению гражданских или военных властей или организаций любых стран по любой причине, а также попытками их совершения и их последствиями». По словам игроков отрасли, из некоторых страховых покрытий исключили территории Азово-Черноморского бассейна, больше не страхуются грузы, маршруты перевозки которых проходят за рубежом.
Будущее страхования
Участники рынка отмечают – стоимость страховых полисов до конца года останется либо на прежнем уровне, либо вырастет (это коснется корпоративных клиентов). РНПК скорее всего продолжит придерживаться жесткой политики оценки рисков: это может коснуться как дополнительных оговорок в договорах, так и ценообразования. Несмотря на это, рынок страхования грузов продолжит расти: «По экспертным прогнозам, страхование грузов будет сильнее распространяться в логистике, и процент застрахованных грузов по отношению к незастрахованным увеличится. Однако количество и размеры убытков также будут расти, процент убыточности по портфелю может повысится в большую сторону», — отмечает Александр Быков.
Страхование перевозок на внутреннем рынке
С начала этого года более 90% страховых случаев в логистике пришлось на утрату и повреждение товаров при доставке. Среди самых распространенных типов: нарушение условий транспортировки и механические повреждения.
Нарушения условий транспортировки приводят к серьезным проблемам. Груз может быть полностью или частично поврежден по многим причинам. Самые распространенные — несоответствие температурных условий, уровня влажности и других специфических требований. Что касается механических повреждений, они могут возникнуть из-за ненадлежащей упаковки. Или из-за ошибок при размещении и закреплении груза.
Поэтому так важно, чтобы полис страховал от широкого спектра рисков. Если перевозчик повредил товар или доставил его не вовремя, грузовладелец вправе подать претензию с требованием возместить убытки. Если у перевозчика нет страховки, выплачивать придется из своих средств. Итогом может стать банкротство и закрытие бизнеса из-за высоких расходов на возмещение ущерба. Если страховой случай произошел не по вине водителя и у него есть страховка, то часть убытков возместит страховая компания.
Комплексное страхование груза и ответственности под конкретный рейс в один клик без звонков менеджеру или визита в офис можно оформить на платформе Monopoly.Online. Для зарегистрированных пользователей процесс максимально автоматизирован, при этом перевозчик сразу видит стоимость договора. Специалисты Monopoly.Online берут на себя основную часть коммуникаций со страховой компанией. Стоит полис от 149 до 800 рублей за рейс, каждый груз страхуется до 10 млн рублей*.
Варианты стабилизации рынка
Изменить ситуацию на рынке страхования грузоперевозок, как внутренних, так и международных, поможет работа правительства и регулятора.
В конце прошлого года главы правительств ЕАЭС подписали соглашение о создании Евразийской перестраховочной компании (ЕПК). Ее главными учредителями должны стать Россия и Белоруссия. Основной задачей организации будет «страхование экспортных поставок и рисков, которые не могут быть перестрахованы в развитых странах».
Еще один вариант – поиск альтернативных возможностей перестраховывать риски. Центробанк предложил игрокам рынка создать конкурентного страховщика собственными силами. Пока эта идея не нашла отклика у участников отрасли.
Повлиять на рынок может более плотное сотрудничество со страховыми компаниями из дружественных стран. Это сделает цены и условия страхования более конкурентными, комментирует перспективы в отрасли Александр Быков.
Страхование грузоперевозок на внутреннем рынке становится одним из наиболее востребованных видов услуг. Этому, в первую очередь, способствует увеличение повреждений при перевозке товаров (особенно это касается маршрутов, пролегающих рядом или через новые территории). Здесь участником отрасли важно обезопасить себя от широкого спектра рисков, с которыми они могут столкнуться, и застраховаться.
Именно такой вид полиса можно приобрести на платформе Monopoly.Online. Пользоваться страховкой и получить услугу очень удобно: зарегистрированные пользователи на платформе Monopoly.Online могут приобрести продукт в один клик*.
*Договор страхования заключается с ПАО «Группа Ренессанс Страхование» ОГРН 1027739506233
Реклама. Рекламодатель: ООО «МОНОПОЛИЯ.Онлайн» ИНН: 7810384750