По мнению Юрия Слабыни, директора по логистике ГК «МОНОПОЛИЯ», одна из основных проблем в эксплуатации электротягачей в России связана с большими расстояниями между городами и неблагоприятными погодными условиями.
«Чтобы доехать из Санкт-Петербурга в Москву с грузом на таком транспорте, будет необходимо как минимум один раз зарядиться. Точки зарядки должны быть установлены через каждые 300 км по всей стране.
При температуре окружающей среды 20°C трем батарейным блокам требуется чуть больше 1 часа для зарядки от 20 до 80 процентов. Соответственно, зимой время заряда батареи увеличится, а ресурс хода (пробег) уменьшится. Ведь емкость электробатарей на холоде уменьшается, плюс водителю необходимо тратить энергию на обогрев кабины», — рассуждает Юрий Слабыня.
При этом, как отмечает директор по стратегии и развитию бизнеса Сергей Предко, есть производители электротягачей, которые уже сейчас предлагают решение этой проблемы.
«Американские Tesla обещают 600-1000 км хода на одном заряде для своих моделей с ускоренной зарядкой до 80% за 30 минут. В серийном производстве Tesla Semi (электротягач) будут в 2022 году. В эту модель вообще достаточно много веры, предзаказы измеряются в сотнях единиц на одного клиента», — добавил он.
Как отмечает руководитель отдела по продажам транспорта ГК «МОНОПОЛИЯ» Сергей Крыга, у электротранспорта есть некоторый потенциал в рамках внутригородской логистики — это связано с небольшими пробегами и возможностью зарядки авто в ночное время на стоянке. Но для этого необходимо развивать инфраструктуру.
«Пока нет достойного запаса хода и наличия зарядок на точках погрузки — выгрузки. К тому же, непонятно, как организовать эту зарядку. Допустим, на складском терминале одновременно решат зарядиться все 50 или 100 тягачей, которые там грузятся. Понадобится что-то вроде маленькой АЭС на нем», — добавил он.
Простимулировать развитие инфраструктуры, по мнению Юрия Слабыни, может запрос от участников дорожного движения, в первую очередь транспортных компаний.
«Для популяризации электротранспорта в России в рамках борьбы за экологию от государства необходимы будут конкретные шаги поддержки и стимуляции бизнеса», — отметил он.
Сергей Предко добавил, что хотя к концу 2020 года по всей стране было установлено всего около 500 электрозаправок, Роснефть и Россети планируют к 2025 установить 1000 зарядных станций на своих АЗС.
Также эксперты отмечают, что еще одним препятствием для входа на российский рынок электро грузовиков будет их цена, более чем в 2 раза превышающая стоимость дизельных.
Однако интерес к ним может подстегнуть европейская тенденция контроля выбросов и шума, которая понемногу распространяется на Россию, в особенности Москву. Как отмечает Сергей Предко, в России работает много крупных международных компаний, которые отчитываются по показателям устойчивого развития (включая выбросы).
«Стоит заметить, что сегмент инвестирования по показателям устойчивого развития быстро растет. Инвесторы все больше смотрят за выбросами, условиями труда и так далее», — заметил он.
ГК «МОНОПОЛИЯ» следит за тенденциями рынка и готова подключать разные виды топлива (в том числе электрозаправки), если на рынке появится спрос. Сейчас разрабатывается идея поддержки перевозчиков с электро грузовиками для последующих «зеленых» перевозок, чтобы удовлетворить потребности грузовладельцев, следящих за выбросами своей цепи поставок.