Главная / Блог / Рынки / Итоги года на рынке грузоперевозок 2024
Рынки
24.01.2025

Итоги года на рынке грузоперевозок 2024

Парадоксальная ситуация наблюдалась на рынке грузоперевозок в 2024 году. С одной стороны, зафиксирован рост грузооборота на 7,4% за первые 8 месяцев года.

С другой стороны, рентабельность сегмента даже в горячий сезон оставалась на необычайно низком уровне. Затраты растут, а тарифы падают.

Средняя месячная выручка на фуру в 2024 году оценивается в 632 тысяч рублей. По словам экспертов, которых мы попросили прокомментировать эту цифру, с учетом налогов, она близка к реальности.

-2

«У кого совсем дела хорошо – там выручка выходит за миллион. Надо учитывать, что если в белой модели работать и платить все налоги, этой суммы не хватит покрыть все затраты. И в целом на текущем рынке собрать бОльшую кассу на большой парк не получится»,– говорит директор по продажам ГК «Монополия» Евгений Ивлев.

При этом средняя зарплата дальнобойщиков действительно выросла на 30-40%. Правда, некоторые владельцы парков отмечают, что в 2024 году зарплаты своим водителям не индексировали, и рост 30-40% – это скорее суммарные показатели за прошедшие два года.

Вызовы, с которыми столкнулась отрасль в 2024

Среди факторов, оказавших наибольшее влияние на ситуацию на рынке, владельцы автопарков и руководители крупных компаний по направлению автоперевозок называют следующие:

  1. Охлаждение экономики

Увеличение ключевой ставки привело к росту процентов по кредитам. Это затрудняет развитие бизнеса, строительство и покупку материалов, что, в свою очередь, влияет на рынок грузоперевозок.

2. Перенасыщение рынка автомобилями

По разным оценкам, от 60 до 100 тысяч новых тягачей было введено в эксплуатацию за последние два года. Нарушение баланса спроса и предложения привело к понижению тарифов.

3. Снижение потребительской активности

Потребительская активность снижается из-за инфляции и роста цен. Люди покупают меньше товаров за те же деньги, что отражается на грузоперевозках. Ретейлеры сообщают о сокращении позиций в чеке, при этом сумма чека сохраняется или растет.

4. Зарплаты дальнобойщиков

Зарплата дальнобойщиков в 2024 году выросла на 30%. Это связано с увеличением спроса на водителей и дефицитом кадров. Например, средняя месячная зарплата водителя ГК «Монополия» составляет 160 тысяч рублей.

5. Увеличение затрат

Основные драйверы роста затрат грузоперевозчиков – это топливо, зарплата водителей, обслуживание техники, оплата системы «Платон», стоимость лизинга, утильсбор и использование спотовых площадок.

В рамках подведения итогов 2024 года редакция Монополии попросила ведущих экспертов отрасли прокомментировать текущие тенденции, поделиться прогнозами на январь 2025 и назвать меры, которые могли бы, по их мнению, реанимировать рынок в новом году.

Как новые машины повлияли на тарифы?

-3

«Основной фактор, влияющий на нашу отрасль — это количество вошедшего нового транспорта в отрасль начиная с середины 2022 года, 2023 и 2024 годы», – рассказывает коммерческий директор ГК «Монополия» Алексей Бондарь. «Раньше, когда была большая семерка европейских производителей техники, к нам в сегмент FTL перевозок заходило около 28-30 тысяч грузовиков в год.

Затем случилась пандемия: существенно снизились поставки, сократились продажи седельных тягачей и полуприцепов. Образовался дефицит техники на рынке. Мы жили три года в сильном дефиците транспорта. При этом объем грузов рос, даже когда началась СВО. Первые три месяца было тяжело, потом опустили ключевую ставку — все начали развиваться, появились инвестиции, товарооборот также рос внутри страны, но техники больше не появлялось.

Транспортный бизнес стал очень привлекательным для обывателей – тех, кто когда-то с этим сталкивался и захотел открыть свой бизнес. Средние компании начали масштабироваться до более крупных, мелкие – до средних.

За 2023 год в стране появилось, по моим данным, порядка 56 тысяч тягачей. Раньше в хорошее время столько продавали за 2-3 года. Дилеры закупили огромное количество машин и активно продавали их. Лизинговые компании давали технику под хорошие проценты. Пока не начался переворот ключевой ставки.

Но многие уже сделали заказ: купили и ждали. То есть они все равно свои поставки продолжали получать.

Итог на начало 2024 года: роста инвестиционной деятельности всех компаний не наблюдается из-за высокой ключевой ставки. Строительный сектор начал снижать свою активность, потому что доступность ипотек и кредитов снизилась.

А количество техники все равно прибывает и прибывает, потому что участники рынка получают ранее заказанные машины, кто-то обновляет парк.

Сейчас рынок грузоперевозок в стране сильно обновился — появилось большое количество новой техники, которая вошла в отрасль. Грузооборот поднялся примерно на 7%, а количество техники увеличилось на 30-40%. Из-за перенасыщения количеством техники произошло сокращение тарифов. Все компании, которые либо только зашли в этот бизнес, либо обновили парк в 2023-2024 уже по высокой цене и с большой ключевой ставкой – они буквально на грани рентабельности. А если говорить объективно, они работают в минус», — поделился информацией Алексей Бондарь.

Какую роль сыграла ключевая ставка?

Директор по продажам ГК «Монополия» Евгений Ивлев рассказал, что с сентября 2023 года рынок начал охлаждаться на контрасте с предыдущими месяцами активной работы, когда не хватало машин и водителей. С того года количество заказов стало уменьшаться, и эта динамика сохраняется в 2024 году.

-4

«Это связано, на наш взгляд, с двумя основными причинами. Охлаждение экономики ввиду увеличения ключевой ставки – это раз. А второе – большое количество китайской техники вошло в рынок. Это тоже повлияло на перекос спроса и предложения. Но основной фактор, как мы считаем, — это увеличение ключевой ставки и замедление экономики в целом», – говорит Евгений Ивлев.

Все видят эту инфляцию: цены растут, количество позиций сокращается. Что говорят ретейлеры, в частности, продуктовые? Чек сохраняется или растет, а количество позиций в этом чеке уменьшается. Дорого стало покупать, поэтому люди покупают за те же самые деньги меньшее количество товара. Это напрямую отражается на грузоперевозках: мы же не деньги перевозим, а товары».

Зарплаты водителей выросли на 30%?

Руководящий менеджмент ГК «Монополия» отмечает, что последний месяц 2024 года наблюдалась позитивная динамика с точки зрения водительского состава. Техника больше не простаивает из-за отсутствия водителей, хотя традиционно какое-то количество машин всегда стояло. Эффект вызван тем, что часть транспортных компаний не выдерживают текущую нагрузку и закрываются. Поэтому водителей на рынке стало больше, чем было на протяжении последних четырех лет.

При этом зарплаты водителей выросли на 30% – эту цифру редакции подтвердили и внутренние источники, и владельцы автопарков. Однако не все склонны полагать, что это результат 2024 года.

Почему снижается рентабельность?

Треть перевозчиков может уйти с рынка в 2025 году из-за необычайно низкой рентабельности, сообщает Retailer. Некоторые компании уже сейчас работают с отрицательной рентабельностью. Если иллюстрировать это на простых примерах, то при затратах на рейс в 100 рублей, перевозчик зарабатывает лишь 83 рубля, сообщают эксперты.

Причины ситуации, при которой рентабельность грузоперевозок снижается, — прокомментировал Владимир Щукин, руководитель направления автомобильных перевозок АО «Совавто»:

-5

«Мы связываем это с ростом затрат. В первую очередь – это водительский состав. Приходится, для того чтобы искать водителей, очень сильно изменять систему мотивации. То есть за год зарплата подросла у водителей процентов на 30-40%, а ставки, естественно, на такой процент не поднялись. Плюс постоянный рост топлива, отсутствие запчастей. Затраты на платную дорогу и все прочие сопутствующие растут, а ставки, наоборот, падают. Мы, белая компания, работаем на грани рентабельности.

Грузов стало меньше. Машин вряд ли стало больше, потому что много стоит машин без водителей даже у нас. Сейчас немножко начала выравниваться ситуация, а так полгода назад у нас порядка 15% парка стояло без водителей. Ещё один серьезный момент – большой объем “черных перевозчиков”, скажем так. Нам, крупной компании, которая старается работать в рамках законодательства, тяжело выдерживает конкуренцию.

Я надеюсь, что для тех, кто выживет, ставка всё-таки повысится. Кто обанкротится, будут пытаться хоть как-то по остаточной стоимости продать машины. Сейчас предложений на рынке б/у грузовиков очень много.

Какие меры могли бы изменить ситуацию в 2025 году? – Регулирование рынка автоперевозок и приведение в соответствие законодательству. Все должны быть в единых условиях. Все должны одинаково платить за дороги. Водителю платить белую зарплату. Водитель должен ездить по режиму труда и отдыха. Вот это в первую очередь, мне кажется, необходимо делать».

Прогнозы на 2025 год:

-6

«Первый квартал традиционно из года в год — это просадка в объеме заказов. Все будет зависеть, наверное, от погоды, как было в прошлом году. В 2024 на январские праздники просадки не было, потому что были сильные холода, на сегодня очевидно, что сезона нет и не будет. И есть предположение, что многие транспортные компании решат переждать первую половину января, пока работы будет не хватать».

Чего ожидать в перспективе

Несмотря на текущие сложности, многие представители отрасли, в том числе и эксперты платформы Монополия, видят серьезный потенциал для восстановления рынка грузоперевозок во второй половине 2025 года. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, ожидается значительный рост грузопотока между Россией и странами Азии — до 20%. Развитие новых логистических маршрутов, особенно в направлении Китая и Индии, создаст дополнительные возможности для перевозчиков.

Во-вторых, эксперты прогнозируют рост ставок на 15-20% к концу 2025 года. Это связано с естественным выбытием избыточного транспорта с рынка и постепенным восстановлением баланса спроса и предложения. Кроме того, готовятся государственные программы поддержки отрасли, включая льготный лизинг и субсидирование процентных ставок.

Важным драйвером роста станет развитие внутреннего производства и программ импортозамещения. По оценкам экспертов, это может увеличить объем внутренних грузоперевозок на 10-12%.

Также большой импульс даст цифровизация отрасли — внедрение современных IT-решений позволит компаниям оптимизировать затраты и повысить эффективность перевозок более чем на 20-25%.

Российский рынок цифровой логистики продолжит свой рост. Этому способствует как общий тренд на цифровизацию бизнеса, так и очевидные преимущества онлайн-сервисов — экономия времени до 40% на поиск перевозчика, прозрачное ценообразование и возможность отслеживания грузов в режиме реального времени.

В любые времена, и в кризисные годы в том числе, грузы нужно перевозить, а значит, логистика всегда будет востребована. По данным аналитиков, российский рынок грузоперевозок даже в сложном 2022 году вырос на 5%, а в 2023 показал рост на 7%. Это демонстрирует гибкость и устойчивость отрасли, которая смогла пойти по пути перестройки маршрутов и поиска новых направлений.

Какие меры необходимо предпринять?

В числе мер, которые необходимо предпринять в первую очередь, перевозчики чаще всего называют:

– Снижение ключевой ставки и разворот в сторону более лояльной кредитной политики государства.
– «Обеление» рынка и создание условий честной конкуренции, при которой все участники работают в рамках законодательства и одинаково соблюдают правила.
– Смягчение налогообложения, создание программ господдержки и субсидий для автомобильных грузоперевозчиков.
– Усиление курса на цифровизацию отрасли.

Отрасль станет более прозрачной благодаря широкому распространению электронных транспортных накладных (ЭТрН). Минтранс планирует после 2024 года осуществить обязательный переход на электронные транспортные документы. Продолжится активное внедрение цифровых платформ для управления грузоперевозками, что позволит грузовладельцам и грузоперевозчикам находить друг друга, эффективно взаимодействовать, оптимизируя логистику.

-7

«Цифровые платформы способны решить большинство задач в процессе перемещения груза из точки А в точку В. Они сокращают количество ошибок и влияние «человеческого фактора», делают рутинные процессы проще, работу — безопаснее. При этом алгоритмы выбирают оптимальные решения и для грузоотправителя, и для перевозчика, учитывают множество параметров в режиме реального времени», — считает Татьяна Соловьева, директор по развитию продуктов платформы Монополия.

Ситуация в российской логистике в 2025 года складывается непростая. Но те игроки рынка, которые сумеют пережить текущий период турбулентности и адаптироваться к новым условиям, получат хорошие возможности для развития бизнеса во второй половине 2025 года.

Даже в периоды кризисов рынок логистики демонстрирует устойчивость: по данным Allied Market Research, объем мирового рынка увеличился до 12,9 трлн в 2022 году, а к 2030 году прогнозируется достижение уровня $18,7 трлн. Этот тренд подтверждается тем, что в условиях любых экономических трансформаций логистическая отрасль сохраняет равновесие. При этом рынок грузоперевозок России отличает гибкость и способность быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям.

Текст: Светлана Шестакова

Получайте самые интересные подборки раз в неделю

    Платформа Монополия помогает
    Искать и размещать грузы
    Сократить расходы в рейсе
    Начать свое дело
    Получить деньги
    на развитие бизнеса
    Получить правовую помощь