В конце мая количество грузов на АТИ впервые за всю историю Биржи превысило отметку в 270 тысяч. Количество транспорта, в свою очередь, остаётся на прежнем уровне. Это значит, что дефицит грузовиков усугубляется – особенно в FTL-сегменте.
Мы находимся в условиях нехватки транспорта с мая прошлого года, и от месяца к месяцу она становится всё сильнее, – рассказывает коммерческий директор ГК «МОНОПОЛИЯ» Евгений Ивлев. – Дефицит, на мой взгляд, связан в первую очередь с закрытием границ. По данным Росстата, на протяжении 2020 года за границу выезжали около 50 млн человек — это треть населения нашей страны. Сейчас они преимущественно остаются в России, формируя потребительскую активность, которая и приводит к повышенному спросу на перевозки. В январе Сбербанк и ВТБ делились статистикой о тратах россиян на новогодние праздники. Люди потратили примерно столько же, сколько и в прошлом году, однако тогда существенная часть расходов ушла на авиабилеты и гостиницы. А сейчас эти деньги остаются внутри страны и способствуют росту расходов потребителей на местные рестораны и кафе, развлечения и алкоголь.
Жизнедеятельность людей формирует спрос: волнообразный рост показывают секторы DIY (стройматериалы, товары для дома), FMCG (продукты повседневного спроса), HoReCa (гостиничный и ресторанный бизнес).
В то же время работа перевозчиков усложняется. Сильным ударом для частников и небольших компаний стала отмена ЕНВД. Активные действия ФНС всё чаще вынуждают предпринимателей, использовавших серые схемы для оптимизации налогообложения, уходить с рынка: это, как считают эксперты, и есть главная причина дефицита транспорта.
Сегодня госорганам «видна» лишь одна треть рынка грузоперевозок, примерно триллион рублей, – рассказывает руководитель отдела по работе с привлечённым транспортом ГК «МОНОПОЛИЯ» Виктор Стройков. – Ещё два триллиона остаются в тени, и государство заинтересовано в «обелении» перевозок.
«Старые схемы уже не работают»
Обеление рынка автоперевозок неразрывно связано с его цифровизацией. Перевозчиков гораздо проще контролировать, когда документы, описывающие их деятельность, хранятся в единой автоматизированной системе. Поэтому власти всячески поощряют развитие цифровых технологий, а в некоторых случаях внедряют их самостоятельно.
Значение цифровизации для рынка автоперевозок трудно переоценить. За последнее десятилетие интернет и сетевые технологии коренным образом изменили правила игры, и теперь большая часть работы как самих перевозчиков, так и их клиентов происходит в режиме онлайн.
Цифровые экспедиторы и платформы, на которых перевозчики и заказчики находят друг друга, постепенно захватывают рынок автоперевозок практически во всех его сегментах. Самые жизнеспособные платформы создаются на базе действующих транспортных компаний с наработанной базой, руководители которых понимают законы рынка и знают, как работать с перевозчиками и грузоотправителями.
Такие платформы объединяют перевозчиков, консолидируя рынок и сохраняя его исторически сложившуюся структуру с преобладающим количеством индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса.
С цифровой платформой Monopoly.Online сотрудничают много индивидуальных предпринимателей. Они пользуются платформой, потому что это удобно и выгодно, – рассуждает Евгений Ивлев.
Цифра объединяет не только перевозчиков
Цифровизация проявляет себя и в повседневной работе перевозчиков. Даже заправляются водители сегодня с помощью цифровых сервисов, используя топливные карты или более современные решения.
Каждый второй перевозчик пользуется каким-то сервисом для оптимизации расходов и документооборота, связанного с приобретением топлива, – рассказывает Ролан Гурджия, руководитель отдела продаж нефтепродуктов ГК «МОНОПОЛИЯ».
Раньше негласным стандартом в этом секторе считалась топливная карта. Сервис Монополия.Мультисервис предложил более удобную систему: его клиенты могут заправляться на АЗС по всей России, предъявляя только Свидетельство о регистрации транспортного средства.
Теперь перевозчику не нужно оформлять отдельную карту для каждого дальнобойщика: на заправке водителю достаточно будет показать документ, который всегда лежит в его бумажнике.
Монополия.Мультисервис – это процессинговая система, обладающая всеми преимуществами самых известных топливных карт. В её сети – сотни АЗС по всей регионах России, а в личном кабинете доступна возможность получить транзакционный отчет о заправках за месяц, даже если они были сделаны на станциях разных брендов.
Качество топлива на партнёрских АЗС постоянно отслеживается.
Монополия.Мультисервис – логичное развитие идеи топливных карт. Экономя до 4,5 рубля с каждого литра топлива, система обладает рядом других преимуществ: поддерживает работу с ЭДО, помогая возместить НДС, позволяет анализировать информацию по расходам в личном кабинете и устанавливать лимиты на топливо, чтобы исключить возможность злоупотреблений.
Консолидация становится всё более заметной и в других сферах, смежных с автомобильными перевозками – примером тому служат набирающие популярность агрегаторы и платформы, предоставляющие доступ к объектам придорожного сервиса (стоянкам, гостиницам, СТО). Если раньше использование таких сервисов было целесообразно лишь для крупных автопарков, то сегодня благодаря гибкой ценовой политике они стали привлекательны и для частников, владеющих одним или несколькими грузовиками.
На первый взгляд может показаться, что цифровизация автомобильных грузоперевозок уже состоялась. Эксперты, однако, уверены: это непрерывный процесс, который будет идти рука об руку с техническим прогрессом.
Мы находимся в самом начале пути. Кто-то полностью оцифровал документооборот в своей компании, но многие до сих пор ведут учёт в Excel. А технологии не стоят на месте, и в обозримом будущем они продолжат менять правила игры, – подытоживает Виктор Стройков.
Воспользоваться преимуществами современных цифровых решений можно прямо сейчас. Узнайте больше о Монополия.Мультисервис на сайте системы и оставьте заявку на подключение!