Главная / Блог / Рынки / Не Китаем единым: как обстоит ситуация на рынке запчастей?
Рынки

Не Китаем единым: как обстоит ситуация на рынке запчастей?

Европейский и американский автопром ушли с российского рынка. Но в эксплуатации остались транспортные средства, которые нуждаются в ремонте. Удалось ли настроить автозамену запчастям импортных брендов?

События 2022 года отразились на автомобильном рынке сильнее, чем на рынках других товаров. Импортеры решают эту проблему и не только за счет Китая. Самыми ввозимыми запчастями по итогам I полугодия 2023 года стали немецкие бренды.

Откуда везут запчасти в Россию?

Поставщиками запчастей становятся производители из стран, не поддержавших санкции против России: Ирана, Турции, Индии, Вьетнама, Таиланда. Некоторые покупатели рассчитывали на Китай, но здесь есть несколько нюансов:

  • китайский автопром не может полностью компенсировать потребности владельцев транспортных средств в России;
  • некоторые корпорации из Поднебесной не противоречат европейской позиции;
  • импорт запчастей занимает много времени с учетом длительности доставки и таможенного оформления.

По итогам I полугодия 2023 года ФТС отчиталось по ввезенным в Россию автозапчастям. Самым популярным брендом в I полугодии 2023 года стал Stellox из Германии. Объем импорта составил 77 млн долларов, что на 10% больше, чем во II полугодии 2022 году. Второй и третье место заняли немецкие ZF, TRW, SACHS и турецкий Sampa.

Кто такой этот Stellox?

Запчасти под брендом Stellox производит немецкая компания ATH&S GmbH для продажи в 30 странах мира. Головной офис расположен в Белефельде, штучный склад в Варшаве.

В каталоге Stellox основные узлы и агрегаты для легкового и грузового транспорта. Спросом в грузовых автопарках пользуется электрооборудование, седельно-сцепные устройства, фильтры и кабины, элементы подвески и тормозной системы, рулевого управления, трансмиссии, двигателя.

Производят автозапчасти в 12 странах на высокотехнологичном современном оборудовании по европейским и международным стандартам. ATH&S GmbH следит за выпускаемой продукцией, оценивая качество сырья и тестируя готовые элементы. Немецкий производитель гарантирует беспроблемную эксплуатацию узлов и агрегатов в течение 12 месяцев.

Параллельный импорт продолжает работать

Товары, которые можно ввозить по параллельному импорту, перечислены в перечне Минпроторга. В него входят узлы и агрегаты для транспортных средств автоконцернов, прекративших работу в России. При этом комплектующие проходят таможенный досмотр и проверку на качество. На рынок поступают запчасти, которые пока не производят внутри страны.

Организации-импортеры с помощью разрешения на параллельный импорт отлаживают логистические цепочки. Запчасти и комплектующие, шины и автомасла проходят таможенное оформление и поступают к потребителям. Во многом благодаря комплексу мер, реализованных Правительством РФ, уровень качества не падает. При этом ввоз контрафактной продукции стремится к нулю.

А что с импортозамещением?

Чтобы обеспечить внутренние потребности рынка автозапчастей, без собственного производства не обойтись. Один из выходов — программа импортозамещения. Но одномоментно перейти к ней невозможно. Для этого необходимо:

  1. найти качественное сырье;
  2. импортировать иностранные технологии;
  3. внедрить разработки на производстве.

На сегодняшний день некоторые автозапчасти в России вообще не производят, а те, что есть, не конкурентоспособны по качеству. Поэтому потребности внутреннего рынка продолжают обеспечиваться за счет зарубежных поставок.

Если владелец легкового автомобиля может найти комплектующие даже на торговых онлайн-площадках, транспортно-логистическая отрасль рискует больше. Форс-мажорные обстоятельства на рынке запчастей нарушают производственную и финансовую устойчивость компаний. Грузоперевозчики вынуждены постоянно модернизировать цепочки поставок запчастей и повышать стоимость логистических услуг.

Получайте самые интересные подборки раз в неделю