События 2022 года отразились на автомобильном рынке сильнее, чем на рынках других товаров. Импортеры решают эту проблему и не только за счет Китая. Самыми ввозимыми запчастями по итогам I полугодия 2023 года стали немецкие бренды.
Откуда везут запчасти в Россию?
Поставщиками запчастей становятся производители из стран, не поддержавших санкции против России: Ирана, Турции, Индии, Вьетнама, Таиланда. Некоторые покупатели рассчитывали на Китай, но здесь есть несколько нюансов:
- китайский автопром не может полностью компенсировать потребности владельцев транспортных средств в России;
- некоторые корпорации из Поднебесной не противоречат европейской позиции;
- импорт запчастей занимает много времени с учетом длительности доставки и таможенного оформления.
По итогам I полугодия 2023 года ФТС отчиталось по ввезенным в Россию автозапчастям. Самым популярным брендом в I полугодии 2023 года стал Stellox из Германии. Объем импорта составил 77 млн долларов, что на 10% больше, чем во II полугодии 2022 году. Второй и третье место заняли немецкие ZF, TRW, SACHS и турецкий Sampa.
Кто такой этот Stellox?
Запчасти под брендом Stellox производит немецкая компания ATH&S GmbH для продажи в 30 странах мира. Головной офис расположен в Белефельде, штучный склад в Варшаве.
В каталоге Stellox основные узлы и агрегаты для легкового и грузового транспорта. Спросом в грузовых автопарках пользуется электрооборудование, седельно-сцепные устройства, фильтры и кабины, элементы подвески и тормозной системы, рулевого управления, трансмиссии, двигателя.
Производят автозапчасти в 12 странах на высокотехнологичном современном оборудовании по европейским и международным стандартам. ATH&S GmbH следит за выпускаемой продукцией, оценивая качество сырья и тестируя готовые элементы. Немецкий производитель гарантирует беспроблемную эксплуатацию узлов и агрегатов в течение 12 месяцев.
Параллельный импорт продолжает работать
Товары, которые можно ввозить по параллельному импорту, перечислены в перечне Минпроторга. В него входят узлы и агрегаты для транспортных средств автоконцернов, прекративших работу в России. При этом комплектующие проходят таможенный досмотр и проверку на качество. На рынок поступают запчасти, которые пока не производят внутри страны.
Организации-импортеры с помощью разрешения на параллельный импорт отлаживают логистические цепочки. Запчасти и комплектующие, шины и автомасла проходят таможенное оформление и поступают к потребителям. Во многом благодаря комплексу мер, реализованных Правительством РФ, уровень качества не падает. При этом ввоз контрафактной продукции стремится к нулю.
А что с импортозамещением?
Чтобы обеспечить внутренние потребности рынка автозапчастей, без собственного производства не обойтись. Один из выходов — программа импортозамещения. Но одномоментно перейти к ней невозможно. Для этого необходимо:
- найти качественное сырье;
- импортировать иностранные технологии;
- внедрить разработки на производстве.
На сегодняшний день некоторые автозапчасти в России вообще не производят, а те, что есть, не конкурентоспособны по качеству. Поэтому потребности внутреннего рынка продолжают обеспечиваться за счет зарубежных поставок.
Если владелец легкового автомобиля может найти комплектующие даже на торговых онлайн-площадках, транспортно-логистическая отрасль рискует больше. Форс-мажорные обстоятельства на рынке запчастей нарушают производственную и финансовую устойчивость компаний. Грузоперевозчики вынуждены постоянно модернизировать цепочки поставок запчастей и повышать стоимость логистических услуг.