С одной стороны, наблюдается рост спроса на некоторых направлениях, с другой — продолжается снижение тарифов и маржинальности бизнеса.
Снижение тарифов на ключевых маршрутах
По данным цифровой логистической платформы Монополия, в I квартале 2025 года наиболее востребованным направлением межрегиональных перевозок в России стал маршрут Санкт-Петербург — Москва. Это единственное направление из топ-5 по грузопотоку, где наблюдался рост спроса: число заявок выросло на 6,3%. В обратном направлении активность снизилась — количество заявок упало на 7,1%.
При этом стоимость перевозок по крупнейшим направлениям заметно уменьшилась. На маршруте Москва — Санкт-Петербург перевозки подешевели на 13,6% (до 67,2 руб./км), а в обратном направлении снижение составило 5,2% (до 49,4 руб./км).
«Адаптация к снижению тарифов в транспортной компании требует комплексного подхода, в котором бы сочеталась операционная оптимизация и стратегические изменения. Например, введение динамической маршрутизации — чтобы перераспределять потоки на альтернативные маршруты с лучшей рентабельностью. Другие варианты — снижать холостой пробег для своего парка и устанавливать гибкую тарифную политику»
Рост региональных перевозок
Интересным трендом I квартала 2025 года стал заметный рост межрегиональных перевозок, не связанных с Москвой и Санкт-Петербургом. По шести таким направлениям прирост составил от 108 до 178%.
«Мы полагаем, что такая динамика связана как с ростом популярности цифрового фрахта, так и с развитием внутренних перевозок, в том числе на фоне переноса распределительных центров маркетплейсов в регионы»
Рост оборотов при снижении прибыли
Несмотря на снижение тарифов, обороты компаний в сфере грузовых автоперевозок демонстрируют рост. Как сообщают «Бизнес-секреты», по итогам 2024 года и начала 2025 года они увеличились почти на 30%. Однако прибыль выросла всего на 3,4%, что свидетельствует о снижении маржинальности бизнеса.
Основная причина — рост затрат перевозчиков. После увеличения себестоимости перевозок на 25% (до 65 рублей за км) в 2024 году, аналитики Strategy Partners прогнозируют дальнейший рост на 12% (до 72,8 рублей за км) в 2025 году.
Факторы роста себестоимости
Себестоимость грузоперевозок растет из-за нескольких факторов:
- Увеличение лизинговых платежей.
- Рост затрат на топливо.
- Повышение зарплат в отрасли (на 23,7% в конце 2024 года по данным Росстата).
- Увеличение стоимости обслуживания транспорта.
- Рост ставок аренды.
«Чтобы снизить себестоимость, можно использовать несколько инструментов. Например, увеличивать топливную эффективность и заправляться через “Умные заправки” — автоматизированные АЗС. Следует проводить централизованные закупки, чтобы получить бо́льшие скидки. Гибкий график и комфортные условия труда также влияют на снижение себестоимости — как и обновление парка»
Роль цифровизации в оптимизации затрат
В условиях снижения тарифов и роста затрат перевозчики активно внедряют цифровые решения для оптимизации расходов. Особое внимание уделяется контролю топливных расходов, которые составляют более 30% операционных затрат.
Современные ИТ-решения помогают анализировать маршруты, остаток топлива, средний расход и цены на АЗС с учетом индивидуальных скидок, находить выгодные тарифы.
Перспективы рынка
Эксперты отмечают, что говорить о восстановлении сегмента грузоперевозок пока рано. Рынок продолжает находиться в кризисе, и компаниям приходится адаптироваться к новым условиям.
Как комментирует директор по продажам ГК «Монополия» Евгений Ивлев, «Кризис закончится и создаст новые возможности для тех, кто готов трансформироваться. Рынок не восстановится — он станет другим».
Драйверами роста в 2025 году могут стать:
- Дальнейшее развитие e-commerce и маркетплейсов.
- Рост спроса на экспресс-доставку.
- Развитие региональных перевозок.
- Цифровизация логистических процессов.
«Мы видим, что цифровизация может помочь значительно снизить затраты для участников рынка. Например, цифровые платформы помогут с ускорением оплат и консолидацией заказов — чтобы минимизировать холостой пробег.
Активно развивается ИИ-аналитика: ее удобно использовать для прогнозирования скачков спроса и установления динамического ценообразования, снижения простоев и маршрутизации.
С помощью электронного документооборота можно ускорять обработку рейсов, а значит, и получение оплат. Также используются системы управления парком (TMS): там можно настроить напоминания о ТО, страховках, рассчитывать оптимальное время замены шин или масел»
В таких условиях конкурентное преимущество получают компании, которые активно внедряют цифровые технологии для снижения себестоимости и повышения эффективности бизнеса.