Monopoly.Online —
это платформа,
основанная на
перемещении грузов
и лайфстайл-услугах

    Главная / Блог / Рынки / Рынок лизинга: главные итоги и перспективы
    Рынки
    Поделиться

    Рынок лизинга: главные итоги и перспективы

    По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2023 году рынок лизинга вырос на 31%. Участники отрасли называют такие цифры рекордными.

    Автор обзора специально для Monopoly.Online

    Автор обзора специально для Monopoly.Online

    По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2023 году рынок лизинга вырос на 31%. Участники отрасли называют такие цифры рекордными.

    Несмотря на повышение ключевой ставки, сегмент продолжит рост, считают эксперты. Это будет происходить за счет совместных программ, которые уже разрабатывают транспортные и лизинговые компании.

    Двигатель роста

    Автолизинг стал основным двигателем роста в отрасли. За 9 месяцев 2023 года он вырос более, чем в 2 раза по сравнению с тем же периодом 2022 года. Этому способствовали отложенный спрос, восстановление грузоперевозок из Азии, увеличение внутреннего спроса и внутренних грузоперевозок. А также крупные инфраструктурные проекты и активность в строительной отрасли. За счет этого на 81% выросли продажи нового грузового транспорта. Доля лизинга в этом сегменте остается самой высокой: 4 из 5 грузовиков продаются через лизинг. В перспективе этот показатель может увеличиться, поскольку условия сделок становятся доступнее. Например, несмотря на рост процентных ставок, авансовый платеж по многим договорам остается на уровне 0%. По стандартным лизинговым продуктам срок финансирования прежний — 5 лет.

    Влияние ключевой ставки

    В середине декабря Центральный банк поднял ключевую ставку до 16%. Это может «охладить» рынок лизинга. Однако в сегменте грузовиков есть необходимость частого обновления транспорта. Поэтому лизинговые компании совместно с производителями техники продолжат разрабатывать партнерские программы. Они позволят снизить эффект от высоких ставок.

    Цифровизация упрощает процессы

    Еще один фактор, способствующий росту лизинга в продажах грузовиков — максимальная цифровизация кредитных процессов, скоринговые модели, многие из которых даже не предполагают анализ финансового состояния клиента, а способны принимать решения только по ИНН потенциального заемщика.

    Революционный пример цифровизации сервисов грузоперевозок — платформа Monopoly.Online. Она объединяет услуги, необходимые для организации грузоперевозки: от поиска груза или перевозчика до экономии расходов в рейсе на топливе.

    Компания развивает проект «Монополия.Бизнес», в котором водитель становится предпринимателем и владельцем собственного грузового автомобиля без первоначального капитала.

    Сейчас многие процессы переведены в электронный вид: от заказа товаров на маркетплейсах до просмотра электронных дневников детей. Этот тренд стремительно развивается, потому что всемирная сеть позволяет экономить на затратах времени для решения многих задач.

    ГК «Монополия», как один из ключевых участников рынка логистики, тоже решила создать собственную цифровую платформу Monopoly.Online. Она связывает грузовладельцев и грузоперевозчиков по всей стране.

    К Monopoly.Online уже присоединились более 5000 перевозчиков с 50 000 транспортными средствами и 2000 компаний-грузовладельцев. С конца 2022 года количество заявок, размещенных на платформе, выросло на 102%. Эти цифры — далеко не предел. Количество участников Monopoly.Online постоянно растет, как и показатели эффективности проекта.


    Кого выбирают?

    С 2022 года из-за дефицита европейских грузовиков и комплектующих к ним многие транспортные компании начали приобретать китайские машины. По данным агентства Автостат, больше половины из них —грузовики.

    Если в 2022 году у игроков рынка были сомнения по поводу качества китайского автопрома, наличия сервиса и ремонтной базы, то в 2023 году рост спроса и укрепление логистических цепочек отодвинули их на второй план.

    В грузовом сегменте на российском рынке долгое время были представлены только китайские самосвалы Shacman и HOWO. В сегменте тягачей традиционно доминировала европейская пятерка. После ухода западных марок тягачи Sitrak быстро заняли освободившуюся нишу.

    В 2023 году на российский рынок вышла марка Foton с моделью Auman. По итогам 2023 года ее продажи приближаются к 4000 машинам. При этом в сегменте седельных грузовиков идет активная экспансия и других марок: Shacman, FAW, DongFeng. Все это свидетельствует о насыщении рынка. Причем решающим фактором становится не цена на автомобили, а доступность сервиса и финансовых решений.

    Один из примеров таких финансовых решений — программа финансирования Foton Finance. Ее запустили «Фотон Мотор», производитель грузового транспорта Foton и Росбанк Лизинг. Цель программы — сделать покупку продукции этого китайского производителя более выгодой для клиента (используя целый набор преимуществ: более низкая ставка, нулевой аванс, льготное страхование), снизить стоимость владения грузовиком. Этим механизмом воспользовалась ГК «Монополия».

    Перспективы рынка

    В 2024 году продолжится рост рынка грузовиков, а вместе с ним, и рынка автолизинга. Будет сохраняться дефицит как складских, так и перевозочных мощностей, особенно в сегментах e-commerce. Для китайских производителей Россия останется премиальным и крайне маржинальным рынком, поэтому существующий спрос будет сопровождаться ростом предложения. Скорее всего, на уровне 10%. При этом эффект «отложенного спроса» и «низкой базы 2022» уже перестал поддерживать спрос. Учитывая эти ограничивающие факторы, а также жесткую денежно-кредитую политику Центрального банка, анонсированную и на следующий год, произойдет плавная коррекция рынка в 2024 году.

    Клиенты все больше внимания уделяют и будут уделять сервисным вопросам, гарантии, удобству и качеству обслуживания.

    Если 2023 год называют «годом насыщения» рынка, то 2024 год, по мнению экспертного сообщества, станет «годом конкуренции». Причем конкуренции между китайскими производителями, которые наряду с несколькими отечественными (КАМАЗ, ГАЗ и т.д.) и составят основной «ландшафт» рынка.

    22. 02. 2024

      Получайте самые интересные подборки раз в неделю



        Читайте также
        Полезное
        17. 10. 2022
        Надежный грузоперевозчик вместо потери времени, денег, репутации
        Мошенничество в грузоперевозках — проблема, которая существует не одно десятилетие. Из-за пандемии 2020 года, объём ущерба, связанный с мошенничеством, начал сокращаться. Но уже в 2022 ситуация снова ухудшилась. Так, в августе сумма нанесенного ущерба составила половину всех потерь за первый квартал 2022. Какие риски угрожают грузовладельцам и как их избежать ― расскажем в статье.
        Полезное
        27. 09. 2022
        «Горящий» сезон: как справиться на «отлично» и сохранить здоровье
        Высокий сезон в грузоперевозках традиционно начинается в сентябре, а с ним увеличивается нагрузка на транспорт и водителей. Именно они — ключевое звено в грузоперевозках. От их мастерства и профессионализма зависит многое. Как сохранить здоровье в период высокой активности — расскажем в статье.
        Полезное
        22. 07. 2022
        Что лучше выбрать грузоперевозчику: ООО или ИП
        Грузоперевозки – сфера, которая будет актуальна абсолютно всегда. Ведь если на рынке есть производители, то должны быть и те, кто возит их товары. Но открыть свое дело в грузоперевозках – задача непростая. Нужно учесть и финансовые моменты, и кадровые вопросы, а также, что самое главное – задуматься о форме регистрации бизнеса. ООО или ИП: что выбрать для бизнеса в логистике? У каждого из видов есть своим плюсы и минусы. В этой статье расскажем, в чем разница форм, какая выгоднее именно для грузоперевозок, а также какие могут быть риски.