В конце мая Госдума предложила запретить польским перевозчикам въезжать в Россию. Исключение составят большегрузы, перевозящие медицинские, гуманитарные и почтовые товары. Продавать топливо автомобилистам планируют по европейским ценам: на таможенных терминалах, дальше которых машины не пустят, установят передвижные заправки. Спустя несколько дней об аналогичном запрете для российских и белорусских большегрузов объявила Варшава. Теперь логистическим операторам придется проработать новые маршруты и способы доставки.
Бизнес подстроился под запреты
Запрет на въезд в Польшу российских и белорусских большегрузов вступил в силу 1 июня. Точной даты, когда польские грузовики больше не смогут въехать в Россию, пока нет. По оценкам депутатов Госдумы, европейская страна может понести убытки в 8,5 млрд евро, около 20 тысяч водителей могут потерять работу.
С подобными сложностями логистические компании двух стран сталкиваются не впервые. В реалиях, когда в сжатые сроки необходимо найти новые пути и способы доставки грузов, перевозчики живут почти полтора года. Например, европейцы перегружают товары в российские фуры на таможенных терминалах на границе. А у отечественных компаний сформировался достаточно большой парк транспортных средств с польской регистрацией. Эти грузовики под ограничения не попадут.
В любом случае, новая инициатива не окажет существенного влияния на товаропотоки и окончательно не перекроет канал доставки товаров из Европы в Россию.
Издержки для игроков
Одно из возможных последствий для игроков отрасли – увеличение сроков доставки грузов. В этом случае потери понесут в первую очередь заказчики перевозок. Так, по данным представителей отдельных транспортных компаний, они оплачивают простои транспортных средств – до 150 евро за каждые сутки. Логистическим операторам придется проработать дополнительные способы доставки грузов. Например, с использованием нескольких видов транспорта. Или новых маршрутах – через страны Балтии. Это может привести к увеличению сроков доставки из Европы в Россию минимум на неделю.
Все эти издержки в конечном счете скажутся на потребительских ценах.
Новая логистика – новые партнеры
До 2022 года главным логистическим хабом для импорта европейских товаров был Санкт-Петербург. Но после введения санкций регион фактически потерял этот статус. Теперь европейские товары попадают к российскому потребителю несколькими способами. Если используется автомобильный транспорт, в большинстве случаев грузы доставляют в Беларусь. Там происходит перецепка фуры на местный тягач или перегрузка товаров. Если продукцию из Европы доставляют по морю, морские суда заходят в порты Турции и далее товары доставляют в порты Новороссийска и Азовского моря. Грузы из Турции вывозят и автотранспортом через Азербайджан, Армению, Грузию. Из-за экспортных и импортных грузопотоков выросла нагрузка на порты Владивостока и Находки. Из них продукцию отправляют поездами в Санкт-Петербург и Москву. Новую актуальность приобретает и трасса М12. Она станет частью транспортного коридора Европа – Западный Китай. По прогнозам, вдоль нее до 2033 году могут построить до 1 млн квадратных метров складской недвижимости. Ожидается, что грузы из Центральной Азии будут доставляться через Татарстан и Нижний Новгород. Уже сейчас там осталось совсем немного свободных площадей в логопарках – всего 1-2%.
Что может подорожать?
Через Польшу в Россию импортируются продукты питания, напитки, табачная продукция, одежда и обувь, средства гигиены и лекарства. Экспортируются в основном сырьевые ресурсы. Пока логистические компании осторожны в оценках: даже если что-то из товаров, которые поставляют из европейских стран, подорожает, то незначительно. Бизнес успешно перестраивается под санкции и, например, доставка запчастей для европейских автомобилей через Польшу в Россию, как и раньше, занимает всего 10 дней.В Минтрансе России также считают, что новые ограничения не повлияют на сроки и стоимость доставки товаров в импортном и экспортном направлениях.
«Успешный опыт реализации механизма перецепки/перегрузки, введенный в качестве ответной меры в России с 10 октября 2022 года, позволяет в полной мере обеспечить доставку необходимого объема и перечня товаров, следующих через границу», — отметили в ведомстве.
Будущее грузовых перевозок
Введение ограничений на перевозку грузов между Россией и Польшей создает сложности для логистических компаний обеих стран и может привести к увеличению сроков доставки и издержек. Однако, по словам Елены Потаповой, руководителя группы по организации международных перевозок ГК «Монополия», бизнес уже адаптируется к новым условиям и ищет альтернативные маршруты и способы доставки. «Есть способ обойти запрет через привлечение перевозчиков из дружественных стран. Например, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других. Для них, конечно, проезд открыт. В целом отрасль не пострадает. Запрет введен давно и наших грузовиков через польскую границу въезжало очень и очень мало», — комментирует Елена Потапова.
Другие игроки рынка убеждены, что перевозчикам придется искать новых партнеров и использовать различные виды транспорта, чтобы справиться с новыми условиями. Возможно, произойдут изменения в транспортной инфраструктуре, таких как строительство новых складов и развитие транспортных коридоров. Потребители, в свою очередь, могут столкнуться с повышением цен на товары из-за увеличения издержек в логистике.