Главная / Блог / Технологическая логистика / Агрессивный китайский демпинг — зло или неизбежность: как он влияет на российский автотранспортный рынок?

Агрессивный китайский демпинг — зло или неизбежность: как он влияет на российский автотранспортный рынок?

Большая семерка «европейцев» уже не с нами. Освободившиеся места на российском рынке занимают производители из Китая. Каких последствий ждать на дорогах?

По оценкам аналитиков в 2022 году доля китайских автомобилей на российском рынке составляла около 2%. Сегодня она выросла до 68%. Авторевю прогнозирует: по итогам 2023 года будет продано 105 тыс. грузовиков. Такого не было с 2008 года. Покупательский бум на самосвалы и магистральные тягачи создают логистическая и строительная отрасли.

Голос статистики

По данным аналитического агентства «Автостат» за 4 месяца 2023 года продано более 38 тыс. грузовиков. Это почти на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти треть автомобилей куплена в апреле — в 2,2 раза больше, чем год назад.

Самой популярной маркой оставался КамАЗ. Продано больше 3 тыс. грузовиков. На его долю пришлось 25,8% покупок (этот показатель был на уровне 40,2% в прошлом году). Среди производителей из топ-10 просадку на 46,8% дал только Ural, замкнув рейтинг.

Вслед за КамАЗом двигалась четверка «преследователей» из Китая: SITRAK, Shacman, FAW и Howo. Их доли значительно приросли. Если в апреле 2022 года было продано только 86 экземпляров от FAW, то уже через год объемы выросли в 12,6 раз до 1082 авто.

При анализе модельного ряда, популярного у российских покупателей, статистика демонстрирует явное лидерство азиатских брендов. Хоть отечественный КамАЗ и стали покупать чаще, его обогнали 2 китайца — SITRAK и FAW. Самый продаваемый SITRAK C7H захватил ⅙ часть рынка в России.

Производители из Поднебесной не только наращивают экспорт своей техники. Их интересуют заводы, покинутые западными брендами. Например, производственные мощности, оставшиеся в России от Volvo, могут переориентировать на выпуск китайских грузовиков.

3 секрета китайской популярности:

  • Китайские грузовики копируют модели от популярных западных брендов, предлагая при этом доступную цену.
  • Сборка на современном оборудовании по всем стандартам, в том числе с использованием европейских запчастей.
  • Оперирование аналитикой: китайские марки заходят на рынки, где ранее «правили» европейцы.

Почему российские компании закупают китайскую технику?

Санкции санкциями, а бизнес не стоит на месте. Внутренние грузопотоки расширяются, строятся дороги на Восток, восстанавливается инфраструктура новых регионов России.

В 2022 году перевозчики страдали от отложенных поставок. Запросы на технику были, как и готовность за нее заплатить, а самих автомобилей не хватало. В 2023 году ситуация изменилась. Компании не ожидают новых санкций, а закупают новую китайскую технику.

Открываются новые сервисные и дилерские центры. Активно конкурируют лизинговые компании с выгодными предложениями. На практике китайские ТС в лизинге дешевле обслуживать.

Перевозчики не хотят простоя и закрывают глаза на китайское качество. Для строительных компаний азиатские самосвалы перестали быть вложением в основные средства, а превратились в расходную часть. Закупка спецтехники идет под реализацию проекта.

КамАЗ не может соревноваться в цене с азиатами. Выбор покупателей определяет качественная сборка и комфортная эксплуатация китайских грузовиков. Но низкая цена моделей из Поднебесной не оставляет никаких шансов отечественному КамАЗу.

Слабый рубль, социальные потрясения, смена политической повестки — завтра может произойти все что угодно. Поэтому обновление автопарка актуально именно сегодня.

Налет негатива: о последствиях китайского демпинга

Основная беда для российских покупателей — в стране пока нет специализированных сервисов в нужном количестве. Ремонт китайского ТС за Уралом — не проблема. Зато в Европейской части России, где сосредоточены важные грузопотоки, дела с обслуживанием обстоят хуже.

Претензии есть и к технической «начинке» китайских авто:

  • двигатели не выносят перегрузок;
  • электроника выходит из строя;
  • нестабильная работа при температурных перепадах;
  • слабая ходовая часть ходит не более 50 тыс. км.;
  • утеплитель не выполняет своих функций на 100%.

Помимо проблем с сервисным обслуживанием ненадежной техники, растут показатели аварийности на дорогах при участии китайских авто. Слабые тормоза — основная причина ДТП.

К тому же после ослабления контроля за весовыми нормами по трассам курсируют перегруженные китайские грузовики и самосвалы. Дорожное полотно разрушается. Такая же ситуация наблюдается и в городах. Некоторые компании эксплуатируют неподходящую спецтехнику в черте города, разрушая асфальтное покрытие.

Резюмируем

К сожалению, взрывной спрос на грузовики и спецтехнику не связан с небывалым ростом производственных мощностей на российских предприятиях. Он вызван реальными потребностями компаний. С задержкой поставок новых ТС проявились первые симптомы технического «голода». Чтобы его утолить, покупатели обращаются к продукции китайского автопрома.

Поставщики из Поднебесной используют экономическую ситуацию с выгодой для себя. Статистика уже показала, что китайская техника уверенно занимает не только позиции, оставленные европейцами, но и отбирает долю у российских производителей. Сможет ли отечественный автопром побороть агрессивных конкурентов — покажет время.

Получайте самые интересные подборки раз в неделю