Monopoly.Online —
это платформа,
основанная на
перемещении грузов
и лайфстайл-услугах

    Главная / Блог / Технологическая логистика / Беспилотная эра: когда автономные грузовики переформатируют логистику
    Поделиться

    Беспилотная эра: когда автономные грузовики переформатируют логистику

    Исследователи считают, что традиционный транспорт устарел. Следующий этап в логистике — грузовые беспилотники. Будет ли это выгодно транспортным компаниям в России?

    Как создавали и тестировали беспилотные грузовики

    О разработке беспилотного транспорта в России заговорили еще в 2015 году. Тягач нового поколения создали на базе КАМАЗа. Его полигонные испытания успешно завершились. Уже летом 2020 года Минтранс России сообщил о готовящемся запуске автомобильных беспилотников, которые будут ездить без водителя.

    Исследователи считают, что традиционный транспорт устарел. Следующий этап в логистике — грузовые беспилотники. Будет ли это выгодно транспортным компаниям в России?-2

    Минтранс России не первый год уверенно заявляет, что грузовики-беспилотники постепенно заменят традиционный транспорт. Вероятно, техническая база для этого уже подготовлена.

    Пока проходят тестовые заезды, нужно до конца проработать правовые аспекты. Существует слишком много юридических препятствий, например, неясно, как будут разрешаться спорные ситуации при ДТП с беспилотником, как урегулируют момент со страховыми выплатами.


    Первый коммерческий рейс беспилотника прошел в июне 2023 года по трассе М-11 «Нева». Магистральный тягач «КАМАЗ-5490» с третьим уровнем автономности благополучно довез груз из Санкт-Петербурга в Москву. Ситуацию контролировал человек, который мог в любой момент взять управление на себя.

    К середине осени 2023 года стало известно, что автономный транспорт уже прошел более 320 тыс. километров и перевез около 7 тыс. тонн. Движение идет в рамках экспериментального правового режима. В октябре высокотехнологичный тягач тестировали в экстремальных условиях — в ливень с порывами ветра до 16 м/с.

    Разработчики готовят рывок: запуск 30 машин в ближайшее время. Кроме того, основная задача — вывести транспорт на пятый уровень автономности. Это значит, что большегрузы будут ездить без инженера-испытателя в кабине. Эксперименты планируют начать в 2025-2026 годах. Такие сроки установлены под влиянием обстоятельств.

    Пока перспективную трассу М-11 полностью загрузить автономным транспортом без водителя не получится. Северный обход Твери еще не достроен, сдан только первый участок. Когда высокотехнологичные тягачи освоят М-11, дальше они поедут по России в южном или восточном направлениях.

    Сколько стоит беспилотник построить

    Стоимость грузовиков-беспилотников ожидаемо будет выше, чем у обычных тягачей. Например, в 2021 году КАМАЗ подсчитал, что цена тестового автомобиля с системой уровня автономности 3+ достигнет 14,5 млн рублей. Более 19 млн рублей будет стоить еще одна модель беспилотника КАМАЗ четвертого уровня автономности с двигателем на СПГ, которую разработают к 2025 году.

    Такие цены на высокотехнологичный тягач не останавливают потенциальных покупателей. Известно, что в 2024 году ряд российских компаний захотят принять в свои автопарки почти 190 грузовиков с автопилотом. Хотя организации заинтересованы новинкой, но конкретных заказов еще нет.

    Как планируют развивать беспилотные перевозки

    В России действует проект «Беспилотные логистические коридоры». Это основная программа, по которой будут развиваться перевозки на базе беспилотных грузовиков. Ведут проект разработчики, крупнейшие грузоперевозчики, операторы автодорог, профильные министерства.

    Цели «Беспилотных логистических коридоров»:

    • провести цифровую трансформацию логистики;
    • снизить стоимость перевозок;
    • сформировать эффективные транспортные коридоры;
    • решить проблему с нехваткой водителей большегрузов.

    Чтобы реализовать цели проекта «Беспилотные логистические коридоры», нужно как минимум обеспечить высокоскоростной интернет на всех трассах. Таких дорог в России пока нет, хотя исполнители настроены оптимистично.

    Исследователи считают, что традиционный транспорт устарел. Следующий этап в логистике — грузовые беспилотники. Будет ли это выгодно транспортным компаниям в России?-3

    Внедрение беспилотного транспорта интересно для крупных перевозчиков, которые выполняют рейсы в европейской части России. Самое перспективное направление — Москва-Санкт-Петербург. С подключением других маршрутов могут быть проблемы, ведь многое зависит от качества дорог и развития инфраструктуры.

    Не последнюю роль играет и погодный фактор. Сейчас основные федеральные трассы практически остановились из-за снежных коллапсов. Если водитель в такой ситуации сможет сориентироваться, что будет с беспилотником? Также при движении транспорта из северных регионов России в южные происходят ощутимые температурные перепады. Как это отразиться на электронике — вопрос.

    По итогам 2023 года только четыре автомобильные дороги федерального значения имеют допуск на движение автономного транспорта:

    • 70 км на МТК «Приморье-1»;
    • 70 км на М-3 «Украина»;
    • 334 км на М-4 «Дон»;
    • 378 км на М-11 «Нева».

    В рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» государство планирует адаптировать под движение беспилотников почти 20 тыс. километров федеральных трасс: М-1 «Беларусь», ЦКАД, М-12 «Восток», полностью М-4 «Дон» и М-11 «Нева», частично МТМ «Европа — Западный Китай».

    Внедрение беспилотных грузовиков в коммерческое использование — еще один шаг в области цифровой трансформации логистики. Стимулом для этого станет новый национальный проект «Развитие беспилотных средств транспорта», который запустят в 2024 году.

    Исследователи считают, что традиционный транспорт устарел. Следующий этап в логистике — грузовые беспилотники. Будет ли это выгодно транспортным компаниям в России?-4

    Если автономный транспорт будет стремительно развиваться, что будет с кадрами? Теоретически грузовики-беспилотники заменят водителей. Так владельцы транспортных компаний смогут решить проблему с дефицитом кадров в логистической отрасли. Но насколько быстро произойдет трансформация?

    Чтобы исключить непосредственное участие человека в перевозке груза, весь процесс должен быть полностью автоматизирован — от погрузки до разгрузки. Еще машину в пути нужно мыть, заправлять, обслуживать.

    Зачем грузоперевозчикам нужны беспилотники

    Минтранс России рассчитал, что беспилотные грузовики помогут снизить издержки транспортных компаний по нескольким пунктам:

    • уменьшится срок доставки груза — технике, в отличие от водителя, отдыхать не нужно;
    • сэкономить на топливе можно около 1 л на 100 км — грузовик движется плавно, без рывков и ускорений;
    • снизятся затраты на обслуживание автопарка на несколько процентов.

    По расчетам Минтранса России коммерческая скорость доставки груза в течение суток вырастет на 25% до 75 км/ч, а себестоимость перевозки упадет на 10%.

    Исследователи считают, что традиционный транспорт устарел. Следующий этап в логистике — грузовые беспилотники. Будет ли это выгодно транспортным компаниям в России?-5

    Не будем забывать о безопасности и сохранности груза. Ни для кого не секрет, что на некоторых участках трасс действует криминальный элемент. Как будут действовать диспетчеры, логисты и грузовладельцы, если на беспилотник нападут в дороге? Если GPS-сигнал будет потерян, кто на это будет реагировать в регионе?

    После внедрения автономного транспорта количество погибших в ДТП снизится на 8% к 2030 году. Произойдет это, если человеческий фактор не будет влиять на дорожную ситуацию. Все же отчетливого представления, как грузовик-беспилотник поведет себя на трассе при ДТП, пока нет.

    В ближайшие годы ожидать массового внедрения беспилотных грузовиков не стоит. Пока это нишевый продукт, в котором заинтересованы прежде всего ритейлеры, крупные транспортные и государственные компании. При высокой стоимости высокотехнологичного тягача его окупаемость растянется на годы.

    Риски здесь также присутствуют. Не исключено, что стоимость перевозки может вырасти, как и зарплата специалистов-техников, которые будут управлять машиной и обслуживать ее. Также реализацию масштабного проекта тормозит отсутствие дорожной инфраструктуры и автосервисов для беспилотного транспорта.

    07. 02. 2024

      Получайте самые интересные подборки раз в неделю



        Читайте также
        Полезное
        17. 10. 2022
        Надежный грузоперевозчик вместо потери времени, денег, репутации
        Мошенничество в грузоперевозках — проблема, которая существует не одно десятилетие. Из-за пандемии 2020 года, объём ущерба, связанный с мошенничеством, начал сокращаться. Но уже в 2022 ситуация снова ухудшилась. Так, в августе сумма нанесенного ущерба составила половину всех потерь за первый квартал 2022. Какие риски угрожают грузовладельцам и как их избежать ― расскажем в статье.
        Полезное
        27. 09. 2022
        «Горящий» сезон: как справиться на «отлично» и сохранить здоровье
        Высокий сезон в грузоперевозках традиционно начинается в сентябре, а с ним увеличивается нагрузка на транспорт и водителей. Именно они — ключевое звено в грузоперевозках. От их мастерства и профессионализма зависит многое. Как сохранить здоровье в период высокой активности — расскажем в статье.
        Полезное
        22. 07. 2022
        Что лучше выбрать грузоперевозчику: ООО или ИП
        Грузоперевозки – сфера, которая будет актуальна абсолютно всегда. Ведь если на рынке есть производители, то должны быть и те, кто возит их товары. Но открыть свое дело в грузоперевозках – задача непростая. Нужно учесть и финансовые моменты, и кадровые вопросы, а также, что самое главное – задуматься о форме регистрации бизнеса. ООО или ИП: что выбрать для бизнеса в логистике? У каждого из видов есть своим плюсы и минусы. В этой статье расскажем, в чем разница форм, какая выгоднее именно для грузоперевозок, а также какие могут быть риски.