В некоторые населенные пункты в зимнее время года грузовики могу добраться только по снегу или руслам замерзших рек. С наступлением лета доставить туда продукты можно лишь на самолетах. Ситуация начала меняться с появлением вездеходов — они могут перевозить грузы круглый год. В компании «Вездеходы Бурлак» рассказали, как может измениться отрасль грузовых перевозок на Крайнем Севере.
В чем технические характеристики и уникальность машины?
Вездеходы представлены пятью моделями: для перевозки грузов, пассажиров, для экспедиций и буровая установка. Грузовые вездеходы незаменимы для использования в экстремальных условиях. Основной элемент силовой установки — турбодизельный двигатель Cummins ISF 2.8 с мощностью 150 лошадиных сил и крутящим моментом 360 Н м при 1800 об/мин. Эти параметры обеспечивают отличную тяговую мощность и стабильную работу машины в различных условиях.
Длина «Бурлака» — 7380 мм, ширина — 2900 мм, высота — 3200 мм. Высокий дорожный просвет, варьирующийся от 700 до 750 мм. Он позволяет преодолевать самые сложные участки дороги и бездорожья. Расход топлива зависит от типа поверхности: на твердых грунтах — 26–30 л/100 км, на бездорожье — 4–6 л/час, а на холостом ходу — 0,6–0,8 л/час.
Снаряженная масса машины — 4 тонны, а при полной загрузке масса достигает 7 тонн. Эти характеристики делают его одним из самых мощных и грузоподъемных вездеходов на рынке. За счет больших колес на шинах низкого давления, машины при движении практически не повреждают почву. Поэтому их можно использовать в заповедных арктических территориях и в тундре.
Где и для чего можно использовать эти грузовики?
«Бурлаки» используются для транспортировки разных грузов в самых экстремальных условиях. Они способны перевозить скоропортящиеся продукты, строительные материалы и тяжелое промышленное оборудование. Это делает их идеальными для снабжения удаленных поселков товарами первой необходимости, особенно в труднодоступных регионах, например, северных территориях России.
Вездеходы успешно используются в Антарктиде, Мурманской области и Чукотке. Они выполняют широкий спектр задач: от перевозки грузов и пассажиров до проведения геологоразведки и поисково-спасательных операций. Уникальные технические характеристики позволяют использовать их при температуре от +40 до -60 градусов.
Вездеходы участвовали в строительстве станции «Восток» в Антарктиде, эксплуатировались в МЧС. А в мае 2024 года с их помощью вывезли более 100 человек из зоны паводка в Якутии.
В чем преимущество использования вездехода перед другими видами транспорта?
Одно из главных преимуществ использования вездехода «Бурлак» 6 х 6 — его экономическая выгода по сравнению с авиацией. Расчеты показывают, что использование вездеходов для снабжения удаленных поселков в Якутии может снизить стоимость доставки товаров в 2–3 раза. Это связано с высокой скоростью и проходимостью машины. А это, в свою очередь, повышает транспортную доступность удаленных территорий.
Для перевозки груза предусмотрены специальные такелажные петли. С их помощью можно зафиксировать груз при транспортировке. Основные узлы вездехода находятся в металлической лодке, что позволяет проводить значительную часть технического обслуживания, не выходя из салона. Благодаря такому техническому решению вездеход автономный и ремонтопригодный. Это особенно важно в удаленных районах, где нет сервисных центров обслуживания.
Кроме того, на предприятии существует программа обучения для владельцев и водителей. Она знакомит с техническими особенностями вездехода и предлагает практические задания по вождению «Бурлака» на испытательном полигоне. Так водители лучше и быстрее адаптируются к управлению машиной и могут эффективно использовать ее в любых условиях.
Каковы перспективы производства и использования грузовиков?
Интерес к использованию вездеходов в труднодоступных районах растет. Например, «Бурлаки» могут появиться на Камчатке. Если спрос на машину будет расти, в перспективе возможно открытие серийного производства.