Monopoly.Online —
это платформа,
основанная на
перемещении грузов
и лайфстайл-услугах

    Главная / Блог / Технологическая логистика / Дефицит, наценка и б/у запчасти — чего точно не стоит бояться?
    Грузовые запчасти
    Поделиться

    Дефицит, наценка и б/у запчасти — чего точно не стоит бояться?

    Ремонт бывшими в употреблении запчастями небезопасен, а сами они недолговечны. Так считают 36% автомобилистов и продолжают ждать поставку комплектующих от производителя или меняют детали на неоригинальные. Подержанные компоненты — это экономично, но стоит ли игра бэушных свеч?

    Нехватка запчастей — реальность, с которой в 2023 году столкнулись около 30% автовладельцев. При этом установить б/у комплектующие согласились только 9%. Автосервисы замечают, что с ремонтом клиенты не затягивают, а вот на запчастях иногда экономят. Есть ли перевозчики в числе бережливых владельцев машин?


    Ремонт машины б/у запчастями — это законно?

    Техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (далее — Техрегламент) защищает людей, имущество и окружающую среду от опасных машин, выпускаемых и эксплуатируемых в странах ЕАЭС. Требования документа распространяются на технику категорий L, M, N и O — от мопедов до грузовиков — и ее комплектующие.

    В 2020 году Минпромторг продвигал проект изменений в Техрегламент с полным запретом на использование в ремонте б/у запчастей. Из-за общественного резонанса разработчики отказались от избыточных требований безопасности.

    Техрегламент версии 2023 года опирается на следующие тезисы:

    • нельзя массово изготавливать колесные транспортные средства из подержанных компонентов;
    • можно устанавливать б/у запчасти, но все риски несет владелец автомобиля.

    Последний пункт косвенно подтверждают положения Техрегламента. По закону бывшие в употреблении и восстановленные компоненты не проходят обязательную сертификацию. Это значит, что производитель гарантирует качество комплектующих только на момент их выпуска.

    В 2023 году власти уже обсуждают возможность использования подержанных и восстановленных запчастей для ремонта автомобилей по ОСАГО. Окончательное решение упирается в гарантии безопасности. Если Минтранс их даст, Минфин введет такую инициативу.

    Дмитрий Хлебников, старший региональный сервисный механик группы компаний «Монополия»: «Ремонт с б/у комплектующими — это действительно выгодно во многих ситуациях. Например, когда в результате форс-мажорных обстоятельств ломается узел, срок службы которого практически не ограничен, и он слабо подвержен естественному износу. Как правило, такие детали и стоят дорого, и не являются ходовыми, то есть сроки поставки могут быть весьма длительными. В таких случаях покупка б/у запчастей — хороший способ быстро и выгодно решить проблему. Также бывает, что восстановить оригинальную б/у запчасть в разы дешевле, чем купить новую неоригинальную с сомнительным качеством».

    Как менялись стоимость и сроки доставки запчастей

    Стоимость оригинальных деталей с марта по декабрь 2022 года выросла в среднем на 30%. Такую статистику приводит Российский союз автостраховщиков. Перевозчики признаются, что в пиковые моменты рост цен доходил до 300%. 
    Такая разница между «до и после» вызвана повышенным спросом, который возник из-за новостного фона. Когда покупательский ажиотаж упал, свернулся и спекулятивный фактор. Ситуация отыгралась назад, стоимость комплектующих в марте 2023 года упала на 6,4% к ценам декабря 2022 года. Летом замечен плавный рост на 0,9%.

    Временной период Изменение средней стоимости, в %

    декабрь 2022 года — рост на 28% по отношению к марту 2022 года

    март 2023 года  снижение на 6,4% к декабрю 2022 года

    июнь 2023 года — рост на 0,9% к марту 2023 года

    Источник: Российский союз автостраховщиков (URL: https://autoins.ru/press-tsentr/press-relizy/?ELEMENT_ID=1267298 )

    Проще всего с расходниками. Компоненты, которые быстро изнашиваются, производят в Китае, аналоги (в том числе ГСМ) предлагают и российские предприятия. К тому же цены на расходники поднялись незначительно.

    В 2023 году торговые потоки восстановились, а запчасти для иностранных автомобилей стали доступнее. Востребованные детали постепенно добираются до полок магазинов. Но комплектующие, спрос на которые не так высок, покупатели приобретают под заказ. Например, электронные блоки управления ждать приходится от 2 недель до 2 месяцев.

    Дмитрий Хлебников, старший региональный сервисный механик группы компаний «Монополия»: «Ситуация с ввозом запчастей не так критична, как ее подают СМИ. Резкого дефицита автодеталей нет. Однако, некоторые проблемы все же существуют. 

    Нужно понимать, что любые экономические волнения так или иначе отражаются на поставках комплектующих. Так было и в кризисных 2008-2009 годах, и во времена ковида. В 2020 году автопарки также сталкивались с нехваткой электронных компонентов. Такие безрадостные для автовладельцев последствия связаны с нарушением логистических цепочек. 

    Ситуация повторилась и в 2022 году. Комплектующих не хватало даже для выпуска машин с конвейера. Сейчас рынок постепенно подстроился под спрос и стабилизировался. Появилось много организаций, которые берут на себя восстановление узлов и запчастей, например, ремонтируют блоки электронного управления. Такая практика помогает сдерживать потребительский спрос, а значит и рост цен на новые детали».

    Восстановление запчастей

    Безусловно создание индустрии восстановления запчастей не решит всех проблем с поставками. Повторно можно использовать компоненты, которые не несут угрозы безопасности, например, детали кузова. Расходники — тормозные колодки, шланги и патрубки — ремонтировать и устанавливать нельзя. 

    Чтобы внедрить депутатскую инициативу, нужна дополнительная проработка:

    • списка б/у компонентов, которые можно восстановить;
    • технической документации к обновленной продукции.

    Пока последний пункт во многом тормозит развитие индустрии восстановления запчастей в России. Коммерческой тайной западные производители делиться не будут.

    Установка б/у запчастей больше не плохая примета

    Автопарки перевозчиков не испытывают технический «голод». Значительная часть комплектующих приезжает в Россию по параллельному импорту, а что-то делают внутри страны. 

    Транспортные компании чаще всего покупают для ремонта своих машин новые запчасти. Если в продаже нет компонентов под знакомым брендом, есть замена — продукция из Китая или Турции. Все новые детали идут с гарантией от производителя.

    Дмитрий Хлебников, старший региональный сервисный механик группы компаний «Монополия»: «Проблемы с поставкой комплектующих знакомы всем владельцам европейских автомобилей в возрасте 2-3 лет. Аналоги оригинальных деталей для них еще не придуманы».

    В сложных ситуациях, например, с нехваткой электронных компонентов, перевозчикам помогает восстановительный ремонт. В большинстве случаев деталь можно вернуть к жизни. 

    Последний «спасательный круг» — авторазборки. Сегодня это уже бизнес, а не полукриминальная коммерция в гараже. В продаже есть редкие запчасти и восстановленные агрегаты, например, коробки переключения передач (КПП). Иногда сервисы предлагают детали с гарантией.

    Покупателей на авторазборках интересуют кузовные элементы, компоненты салона, фары, навесное оборудование, двигатели. Плохая покупка здесь — амортизаторы или рулевые тяги, да и вообще все детали из пластика или резины. Гидравлические шланги, например, трескаются еще до того, как машина начнет ездить.

    Советы по выбору б/у запчастей лучше не слушать и не читать. Самый надежный спутник в поисках — собственный технический опыт. Если его нет, лучше захватить с собой на авторазборку хорошего специалиста, который разглядит дефекты. А они могут появиться, когда деталь уже лежит на солнце несколько месяцев.

    Резюмируем

    Рост цен на запчасти и долгое ожидание доставки подталкивают автомобилистов и грузоперевозчиков к поискам. Одни покупатели подбирают российские или импортные аналоги, другие — идут в авторазборки. 

    Здесь можно присмотреть капоты и бамперы, сиденья и подрулевые переключатели, двигатели, КПП или генераторы. Подержанные тормозные диски и колодки, амортизаторы, гидроусилители руля, шланги — от таких приобретений ради безопасности лучше отказаться. 

    Нередко восстановленные детали служат лучше новых китайских. Главное — взять с собой не только деньги, но и опытного механика.

    22. 09. 2023

      Получайте самые интересные подборки раз в неделю



        Читайте также
        Полезное
        17. 10. 2022
        Надежный грузоперевозчик вместо потери времени, денег, репутации
        Мошенничество в грузоперевозках — проблема, которая существует не одно десятилетие. Из-за пандемии 2020 года, объём ущерба, связанный с мошенничеством, начал сокращаться. Но уже в 2022 ситуация снова ухудшилась. Так, в августе сумма нанесенного ущерба составила половину всех потерь за первый квартал 2022. Какие риски угрожают грузовладельцам и как их избежать ― расскажем в статье.
        Полезное
        27. 09. 2022
        «Горящий» сезон: как справиться на «отлично» и сохранить здоровье
        Высокий сезон в грузоперевозках традиционно начинается в сентябре, а с ним увеличивается нагрузка на транспорт и водителей. Именно они — ключевое звено в грузоперевозках. От их мастерства и профессионализма зависит многое. Как сохранить здоровье в период высокой активности — расскажем в статье.
        Полезное
        22. 07. 2022
        Что лучше выбрать грузоперевозчику: ООО или ИП
        Грузоперевозки – сфера, которая будет актуальна абсолютно всегда. Ведь если на рынке есть производители, то должны быть и те, кто возит их товары. Но открыть свое дело в грузоперевозках – задача непростая. Нужно учесть и финансовые моменты, и кадровые вопросы, а также, что самое главное – задуматься о форме регистрации бизнеса. ООО или ИП: что выбрать для бизнеса в логистике? У каждого из видов есть своим плюсы и минусы. В этой статье расскажем, в чем разница форм, какая выгоднее именно для грузоперевозок, а также какие могут быть риски.