Предпосылки дефицита новых полуприцепов
На российском рынке возникает дефицит полуприцепов-рефрижераторов для автотранспорта, в которых возят продукты питания, лекарства и другие товары, требующие низких температурных режимов.
О сложностях с поставками рефрижераторной техники и запчастей к ней заговорили крупные транспортные компании и поставщики.
По заявлению некоторых компаний, Россия была крупнейшим рынком Европы по продаже полуприцепов, но после 2022 года он стал стремительно падать.
Однако по мнению экспертов Monopoly.Online, российский рынок полуприцепов начал испытывать первые трудности в 2018 году, когда Правительством РФ было принято решение о введении утилизационного сбора на ввоз техники в страну. Рынок быстро адаптировался, так как ставки на новые полуприцепы были приемлемы. Изменения коснулись в большей степени рынка б\у техники, покупка импортной техники старше трех лет стала нецелесообразной и в скором времени абсолютно не привлекательной для потенциальных покупателей из-за своей стоимости.
В 2020 году рынок полуприцепов опять испытывал сложности, связанные с пандемией и сильным ослаблением рубля. Мало того что на европейских заводах начали сокращать мощность и производство сильно просело, в России курс евро к российскому рублю вырос почти на 22 рубля, что значительно увеличило стоимость полуприцепов для нашего рынка.
Российский рынок полуприцепов адаптировался к новой реальности, и в целом стал чувствовать себя уверенно до событий 2022 года. После ввода санкций какое-то время по действующим контрактам еще завозили технику, но в 2023 году новых европейских полуприцепов мы можем не ждать. Все европейские производители покинули рынок и перспектив к тому, что они вернутся, в ближайшее время точно нет.
Также в СМИ прошла информацию о том, что заместить европейских игроков, покинувших рынок, смогут производители рефрижераторов из Турции и Китая.
Что касается Турции, многие участники рынка считают, что этот вариант может рассматриваться, но с осторожностью. Пока страна начала блокировать транзитное оформление грузов не турецкого происхождения, но чем закончится процесс, пока неизвестно. При этом очевидно, что объемы турецких производств вряд ли полностью закроют потребности транспортных компаний в России. Даже с учетом не самых благополучных для транспортного рынка 21-22 годов, ежегодно в РФ продавалось около 4000 прицепов. Турецкие производители не смогут приблизиться к этим объемам.
Относительно производителей из Китая эксперты Monopoly.Online считают, что они смогут заместить европейских производителей на российском рынке.
Также азиатские производители обеспечивают рефрижераторными установками те полуприцепы, которые собираются в России.
Тем не менее существует точка зрения, что компенсировать дефицит рефрижераторов в 2023 году вряд ли получится.
Пути решения проблемы
Есть три сценария, к которому приходят транспортные компании и предприятия с автопарками: параллельный импорт, поддержание жизни действующей техники и импортозамещение в любых вариациях.
Андрей Баранов, начальник транспортного парка ООО «Кривское» считает, что в нынешней ситуации покупка любой новой европейской техники, в том числе и рефрижератора, — это утопия. По тем ценам, по которым возможен параллельный импорт покупать их нецелесообразно, потому что ТС никогда не отработает свою нынешнюю стоимость. Брать новую технику по такой цене могут позволить себе только избранные компании с крепкими госконтрактами. Выходом для компании стал поиск и покупка европейских ТС с небольшим пробегом.
Эксперты Monopoly.Online уверены, что импортозамещение набирает свои обороты. Высока вероятность того, в скором времени российские производители смогут выйти на тот уровень, при которым удастся покрыть потребность внутреннего рынка по новым рефрижераторным полуприцепам.
Предпосылки для этого есть. Так, под одной из отечественных марок продается каждый третий самосвальный полуприцеп, а продажи растут на фоне санкций.
Резюмируем
Ситуация с рынком профессиональной техники в целом и полуприцепами-рефрижераторами в частности тяжелая, но не смертельная. Покупка больших партий рефрижераторов у европейских производителей поставлена на длительную паузу, а параллельный импорт экономически неэффективен и не закроет потребности больших и даже средних парков.
Какие пути решения нашел для себя бизнес, почем импортозамещение для транспортных компаний и сколько жизней у рефрижератора читайте в следующей статье.