За восемь месяцев 2023 года производство грузовых автомобилей в России увеличилось на 10%. В августе с российских конвейеров сошло 13,6 тыс. машин. Отечественные производители делят нишу с компаниями из Китая и Турции.
Потребности перевозчиков
Средняя потребность отечественного рынка в тягачах — 25 000 машин в год. Из этого числа, по мнению участников отрасли, отечественные производители могут обеспечить 10 тысяч машин. При выпуске такого количества техники российские заводы пока сталкиваются со сложностями. Например, с перебоями поставок комплектующих, говорят в компании BONUM.
Из-за санкций мы столкнулись со следующей проблемой: многие компоненты, такие как, тормозная система, осевые агрегаты, электрика, ранее поставлялись из Европы, сейчас нам приходится завозить их либо параллельным импортом, либо заниматься локализацией, на что, безусловно, требуется много времени.
Ростовский завод BONUM производит полуприцепы и спецтехнику различного назначения: шторные, шторно-бортовые полуприцепы, контейнеровозы, полуприцепы-цистерны, зерновозы и спецтехнику для крупнейших топливных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных компаний России и СНГ. При благоприятном стечении обстоятельств BONUM готовы обеспечить техникой до 30% российского рынка и практически полностью локализовать производство.
С перебоями поставок комплектующих сталкивались и другие производители спецтехники. «КАМАЗ» лишь недавно объявил о восстановлении объема выпуска грузовиков, оснащенных двигателями экологического стандарта «Евро-5». Ранее из-за санкций завод переходил на более низкие стандарты.
Новые санкции
В середине сентября российские автоконцерны «АвтоВАЗ», «Соллерс» и «Москвич» внесли в новый санкционный список Управления по контролю за иностранными активами минфина США. Таким образом, под санкциями Соединенных Штатов теперь оказались все крупнейшие производители автотехники. Правда, почти все они за последние полтора года смогли частично или полностью перестроить свой бизнес, например, наладить поставки компонентов из дружественных стран или производить их в России. Многие запустили совместное производство техники с китайскими партнерами: «Соллерс» сотрудничает с автоконцерном JAC, «АвтоВАЗ» с компанией FAW, «КАМАЗ» с JAC. Поэтому новые санкции, скорее всего, окажут незначительный эффект на отрасль, отмечают эксперты.
За последние полтора года из-за санкционных ограничений, повышения ставок по утильсбору, удорожания комплектующих, логистики стоимость грузовиков увеличилась на 30-40%. Например, цена иностранного тягача массой от 12 до 20 тонн — 10,7 — 12,7 млн рублей. Увеличилась стоимость отечественных машин. Очередь на предзаказ у российских производителей растет. Пока покупателям приходится ждать от нескольких месяцев до полугода.
Спрос превышает предложение
Если с тягачами ситуация выглядит более оптимистичной, то на рынке полуприцепов и рефрижераторов пока спрос превышает предложение. И хотя, по данным российской ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш», отечественные производители полуприцепов с января по июль 2023 года нарастили как продажи — на 45%, так и выпуск машин — на 34%, срок ожидания отгрузки готовых полуприцепов-контейнеровозов сегодня — от 4 до 12 месяцев. Участники отрасли считают, что рынок продолжит расти.
Потребность в грузоперевозках остается высокой. То, что мы будем в ближайшие несколько лет сталкиваться с проблемами поставки запасных частей, это факт, но высокий спрос и высокие тарифы на перевозки это всё компенсируют.
Сложнее ситуация с полуприцепами-рефрижераторами. Еще в начале года игроки прогнозировали их дефицит. До 2022 года в стране закупали до 4000 прицепов ежегодно. Был приостановлен не только импорт европейских и японских производителей техники, но и комплектующих к ней. И хотя ситуация тяжелая, участники отрасли пытаются найти из нее выход. Например, калининградский завод Grunwald запустил в серийное производство полуприцепы-рефрижераторы Gr-RF. На разработку машины компании понадобилось чуть больше года. Свою продукцию на рынке представил и механический завод «Сотранс». Там выпускают как шторные полуприцепы, так и рефрижераторы. Компания готова выпускать более 4000 полуприцепов в год.
Еще один производитель рефрижераторов — турецкая компания Hastrailer. Перевозчикам в России уже доступна трехосная модель полуприцепа-рефрижератора длиной 13,6 м с грузовым отсеком объемом 86 м3. Но игроки рынка отмечают, что этих мощностей все еще недостаточно, чтобы покрыть потребности транспортных компаний.
Поможет справиться локализация
Сейчас транспортные компании вынуждены продлевать срок эксплуатации имеющейся техники. Постепенно участники отрасли избавляются от европейских машин — обслуживать их становятся все сложнее. Вместо них приобретают либо транспорт отечественного производства, либо китайские и турецкие грузовики. У российских марок широкие дилерские сети, поэтому у логистических компаний не возникнет проблем с ремонтом и обслуживанием. Ситуация может существенно измениться, считает коммерческий директор компании BONUM Евгений Богданов, когда российское производство будет еще более локализовано.
Чтобы справиться со сложными обстоятельствами, мы видим следующие пути решения. Первый, наиболее простой — искать способы доставлять комплектующие параллельным импортом. Второй, относительно быстрый вариант, — наладить локализацию компонентов в Китайской Народной Республике. Третий, и, на наш взгляд, единственно верный путь — это заниматься локализацией у себя в России.