Возможности импортозамещения
Уход с рынка европейских поставщиков освободил нишу и дал возможность роста для российских компаний. Крупнейшие предприятия, специализирующиеся на выпуске рефрижераторов в России — Завод «ЦТТМ», и МЗ «Тонар» увеличили выпуск продукции, договорившись о поставках холодильного оборудования с китайскими партнерами.
Тем не менее дефицит предложения после ввода санкций был существенным. Это помогло компаниям, которые давно присматривались к этому направлению, ускорится. Так, о выходе на серийный выпуск заявили в компании «Грюнвальд», а также на заводе «Омсктрансмаш».
По словам главного специалиста по управлению завода, предприятие осознает всю важность производства такой дефицитной продукции. С 2023 года запланирован выпуск около 300 контейнеров с последующим выходом до 500 в год*.
Смогут ли наши производители использовать сложившуюся ситуацию как трамплин для роста — покажет время. Пока новые игроки утверждают, что на их рефрижераторы уже сформирован лист ожидания.
Однако с импортозамещением не все так гладко. Многие транспортные компании с удовольствием перешли бы на работу с отечественным производителем, но есть вопросы к стоимости техники.
Так, по словам Андрея Баранова, начальника транспортного парка ООО «Кривское», если бы стоимость российской грузовой техники была в два раза дешевле европейской, активно замещать ею парки можно было бы даже в кризисных условиях. Но пока ценник отечественной продукции ориентирован на европейский, делать выбор в ее пользу затруднительно.
Ремонт действующего парка
Значительная часть компаний в текущей ситуации видит выход в поддержании максимальной работоспособности действующей техники. Продление жизни прицепам-рефрижераторам гораздо проще, чем тягачу.
Андрея Баранов говорит, что пока компания ждет изменений на рынке, было принято решение не покупать новое оборудование. Вместо этого предприятие занимается ремонтом техники, продлением срока эксплуатации. На базе парка существует даже собственная ремонтная база, на которой производится часть работ.
Более серьезный ремонт поручают проверенным сервисам. При этом хоть стоимость комплектующих сейчас сложно предсказать, поскольку она привязана к доллару, их дефицита в компании не наблюдают. Каких-то отдельных позиций приходится ждать две или три недели, но так происходило и раньше.
Правильная эксплуатация оборудования
Несмотря на то что при правильной организации ремонта, рефрижератор способен прослужить 15-20 лет, важно его правильно эксплуатировать. Чтобы продлить жизнь прицепу, достаточно соблюдать несколько простых правил:
— Оборудование должно работать регулярно. Простой техники может привести к ухудшению работы. Если рефрижератор не эксплуатируется, нужно включать его на 10 минут один раз в месяц.
— Соблюдайте рекомендованный температурный режим: переохлаждение или слишком высокая температура приведут к разрыву магистрали.
— Чтобы холодильная система не вышла из строя, необходимо перевозить охлажденную или замороженную продукцию. Транспортировка горячих и теплых продуктов отрицательно влияет на работу морозильного оборудования.
— Необходимо регулярно прочищать воздухоотвоздные каналы.
— В процессе эксплуатации может произойти разгерметизация системы. В этом случае необходимо в кратчайший срок исправить поломку. Иначе устройство не сможет полноценно поддерживать необходимую температуру.
— Регулярно проводите технический осмотр и обслуживание. Даже если фургон-рефрижератор не требует ремонта, своевременная диагностика позволит предотвратить начинающиеся проблемы и не допустить поломки.
Резюмируем
Делать ставку на отечественного производителя — отличная стратегия на будущее. Но до того момента, пока рынок не расширится и «обрастет» конкурентами, важно сохранить парк в максимально рабочем состоянии. Для этого достаточно проводить плановый ремонт и правильно эксплуатировать технику.
*Информационное агентство «Медиапалуба». Новости компании «Омсктрансмаш».