Почему газомоторное топливо не популярно?
По официальной статистике количество газомоторных машин в России не дотягивает и до 300 000 штук. Чтобы эта цифра выросла, нужно:
- производить отечественный транспорт на метане;
- переоборудовать существующий автопарк.
Пока серьезных результатов нет. За 9 месяцев 2023 года заводы выпустили всего 10 000 авто с газовым двигателем. Это 2% от общего числа машин, которые собрали на конвейере.
В свою очередь, владельцы автотранспорта не спешат устанавливать ГБО. Причина в том, что многие люди не хотят менять конструкцию своего автомобиля. Например, руководители автопарков понимают, что на газовом топливе можно сэкономить. Но есть несколько страхов: вдруг ресурс ходимости у тягачей упадет или будут проблемы при обслуживании?
Что придумывают власти?
Новые идеи по газификации транспорта у власти и общественников возникают ежегодно. Метан в массы хотят запустить даже через рекламу на ТВ.
Грузоперевозчиков же заманивают скидками и специальными предложениями. Например, для владельцев газомоторного транспорта Госсовет предлагает давать 50% скидку на «Платон» или отменить оплату проезда по платным трассам.
Пока это только идеи. Но уже можно сказать, что грузоперевозчики, с которыми нам удалось пообщаться, не сильно вдохновились инициативами властей.
Старший логист крупной транспортной компании из Москвы:
«В нашем автопарке нет грузовиков с газовыми или газодизельными двигателями. Переводить тягачи на метан не планируем. В текущих условиях весьма сомнительно, что руководство нашей транспортной компании заинтересуют такие инициативы, как скидки на «Платон» или бесплатный проезд по платным трассам».
Почему скидки не привлекают грузоперевозчиков?
Еще в 2019 году Российское газовое общество (РГО) выступило с идеей сделать проезд по платным трассам бесплатным для владельцев 12-тонных грузовиков на метане. В Госдуму даже ушел законопроект, но инициативу так и не приняли. Маловероятно, что грузоперевозчиков привлекут подобные предложения настолько, что они кинутся переоборудовать тягачи.
Смирнов Андрей Геннадьевич, владелец ООО «Балтийские транспортные линии»:
«Мы сознательно отказываемся от перевода тягачей на КПГ. Во-первых, наши водители не ходят работать на газовых грузовиках, а найти желающих затруднительно. Во-вторых, у нас есть вопросы по обслуживанию переоборудованной техники. Как мы понимаем, пока есть гарантия, проблем с ремонтом нет. А что будет дальше? Качественных запчастей не хватает. Пока едут комплектующие, грузовики будут простаивать. В-третьих, есть сложности с заправочной инфраструктурой. В Центральной России сети АГНКС растут, а на периферии их не хватает».
А что касается скидок на «Платон» — это могло бы заинтересовать крупные автопарки. Почему бы не сэкономить на обязательных расходах? Уже есть информация, что в 2024 году тариф вырастет до 2,99 рубля за километр. А в проекте госбюджета объем платежей в системе «Платон» поднимется до 54,6 млрд рублей (на 30% больше, чем в 2023 году).
Только непонятно, как собираются внедрять эти скидки. Оплата «Платона» — компенсация за износ дорожного покрытия, а переход на метан снижает экологический вред окружающей среде.
Можно ли сэкономить при переходе на КПГ?
Если в среднем фура проходит 10 000 км в месяц, то за год набегает около 100 000 км. Таким образом, владелец заплатит «Платону» 284 000 рублей за 2023 год и около 299 000 рублей в 2024 году. В таком случае 50% скидка не будет уже лишней для газомоторных вариантов. Но не все так просто.
На конец года стоимость нового седельного тягача КАМАЗ 5490-80802-5Р NEO 2 около 10,5 млн рублей. Столько же будут стоить китайские Dayun CGC4253 или HOWO MAX. Подержанная Scania G 2019 года выпуска замечена на досках объявлений с ценой от 7,1 млн рублей. За новый Sitrak C7H продавцы и вовсе просят 12,5 млн рублей.
Примерно 500 000 рублей стоит установка ГБО на подержанный дизельный тягач. Часть затрат может компенсировать субсидия, а экономия на топливе составит примерно 30-40%. Из этих денег 10% уйдет на обслуживание ГБО.
Подсчитаем, какие обязательные траты ждут владельца КАМАЗа, который условно едет с грузом из Зеленограда в Шушары (660 км по бесплатным дорогам) при стоимости КПГ 21,5 рублей за кубометр, а ДТ — 64,26 рублей за литр.
За путь 660 км дизельный КАМАЗ сожжет 211 литров ДТ (13 500 рублей) при расходе 32 литра на 100 км. Газовый тягач с баллонами по 196 кубометров потратит в этом рейсе 258 кубометров метана (5500 рублей). Газодизельный КАМАЗ нужно заправить на 9000 рублей (при расходе 18 литров ДТ и 11 кубометров газа на 100 км).
Дополнительные затраты — оплата по системе «Платон» — 1874,4 рубля за 660 км. Если инициативы власти пройдут, грузоперевозчик сэкономит почти 1000 рублей на этом рейсе.
Разные ведомства и организации продвигают идею газификации транспорта. При этом никто не прислушивается к мнению грузоперевозчиков и не изучает внутренние проблемы отрасли. С таким подходом резко увеличить количество газомоторной техники не получится. Какие бы скидки власти ни предлагали, они будут интересны только крупным автопаркам.