Сейчас всё-таки нагрузка на сервисы ниже в связи с тем, что летом меньше поломок. Если брать не самые новые машины, то на них на рынке есть большое количество аналогов запчастей, а также нет в глобальном смысле дефицита. Чего не скажешь про более новые машины: тут и выбор аналогов значительно меньше или их нет вовсе, а прямых поставок оригинальных запчастей сейчас нет – всё идет через третьи страны.
Коллапса не наблюдается
В марте отраслевые издания писали о том, что проблемы долгих ремонтов является критичной для многих владельцев грузовиков. Практически каждая вторая фура в среднем проводила в техцентре 20-50 дней.
А сегодня, по наблюдениям Дмитрия Хлебникова, машина ремонтируется за «день-два, максимум – три, если ремонт трудоемкий. Если речь идет о чем-то серьезном, например, ремонте двигателя, то потребуется от 7 дней до 3-4 недель, а в некоторых случаях речь может идти и о месяцах простоя».
С ним согласны и представители логистической компании «ПЭК». Отмечают, что ремонт может затянуться до 60 дней, когда нужной детали нет в наличии. А в зимний период нередко приходится сталкиваться с очередями на СТО и неделями простаивать в сервисных центрах.
Человеческий фактор
Нехватка рабочих рук и квалифицированных механиков по-прежнему остается одной из главных проблем всех СТО. Страдают не только грузоперевозчики, но и владельцы сервисных центров. Если не принять меры, ситуация будет ухудшаться и отрасль столкнется с жесточайшим кадровым кризисом.
«Мало станций, куда можно заехать и починить абсолютно всё. Стоимость услуг на этих СТО выше, чем у конкурентов. И связано это не столько со стоимостью запчастей на рынке, сколько с тем, как эти СТО сами себя позиционируют. Они понимают, что у них мало конкурентов, и не боятся лишиться клиентов, подняв цены. Их услуги — это эксклюзивный ремонт, они могут на этом спекулировать», — говорит Дмитрий Хлебников.
В России народ из любого положения может выйти
Обнадеживающим прогнозом поделился президент ассоциации грузового автотранспорта, глава рабочей группы Общероссийского Народного Фронта по вопросам защиты прав автомобилиста Владимир Васильевич Матягин:
Если говорить про иностранные марки грузовых автомобилей, то, конечно, проблемы есть. Они связаны с логистикой: европейские и китайские запчасти идут долго. Но сервис на местах налажен. У нас в России народ из любого положения может выйти. Те запчасти, которые попали под санкции, заменяются аналогами.
Сколько дней в среднем машина проводит в техцентре, мы не мониторим, тут можно опираться только на мнения перевозчиков. Никто особо не жаловался на долгие ремонты. По своему опыту скажу, что в принципе, если меня не устраиваем тот или иной сервис – значит, я еду в другой. А у компаний, которые имеют 20 машин и более, в любом случае есть свои собственные автосервисы – они сами ремонтируют.
«Китайцами» накушались
Особого интереса к китайским автомобилям среди грузоперевозчиков сейчас не наблюдается. После ажиотажа прошлых лет, связанного с запретами и санкциями, в результате которых российский рынок заполонили «китайцы», произошел закономерный спад.
«Линейка китайских машин – огромная. Если раньше мы знали 3-4 бренда, то сейчас их – сотни. Полтора-два года назад мы видели этот всплеск интереса к ним, все показывали бешеные цифры. А я тогда говорил, обертка-то красивая, а что внутри, какая начинка – это только время определит.
И мы видим в этом году тенденции: такого всплеска нет — все накушались.
Если год назад китайские тягачи стоили 10-12 миллионов, то сейчас миллиона на два меньше цена. Рынок начинает насыщаться, идёт на спад», – отмечает Владимир Васильевич Матягин.
Мы выяснили у генерального директора «Авто-ПЭК» (входит в Группу компаний ПЭК) Дмитрия Иевлева, производителям каких стран отдают свое предпочтение грузоперевозчики.
Автопарк нашей компании состоит преимущественно из крупнотоннажных тягачей европейского и японского производства. В сегменте средне- и малотоннажной техники преобладают грузовики отечественных и китайских производителей.
Стоимость обслуживания увеличилась на 45%
«Основной проблемой остается резкий рост расходов. За два года стоимость ремонта и техобслуживания увеличилась на 45%», – продолжает Дмитрий Иевлев.
«Чтобы ускорить обслуживание техники и снизить издержки, «Авто-ПЭК» развивает собственную сеть ремонтных станций, которые расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Аксае. По нашим оценкам, это может быть на 35-40% выгоднее ремонта на внешних площадках.
Кроме того, «Авто-ПЭК» самостоятельно приобретает наиболее ходовые запчасти и хранит их на складах с минимальными остатками. За счет этого мы сокращаем расходы на комплектующие до 20% год к году».
Как поддержать грузоперевозчиков
«Стоимость грузовой техники и ее обслуживания продолжает расти. Чтобы избежать повышения аварийности и устаревания автопарков компаний, важно расширить государственные меры поддержки для перевозчиков.
Например, в первом квартале 2024 года Минпромторг России исключил легкий коммерческий транспорт из программы льготного лизинга, что уже приводит к негативным последствиям для логистической отрасли, а также для малого и среднего бизнеса по всей стране.
По итогам 2023 года стоимость лизинговых платежей в сегменте грузового автотранспорта увеличилась на 9 п. п., до 25%, а льготные условия теперь недоступны. Расходы перевозчиков на закупку увеличились, что уже привело к отказу многих компаний от обновления автопарков. Поэтому важно возобновить действие программы льготного лизинга, а также увеличить ее бюджет на 2024-2025 годы», — считает генеральный директор «Авто-ПЭК».
Методом проб и ошибок
«В первую очередь необходимо регулярно проверять качество запчастей. За два года на российский рынок вышли десятки новых компаний, и, к сожалению, некоторые бренды до сих пор поставляют детали низкого качества.
Конечно, большинство перевозчиков методом проб и ошибок уже нашли сравнительно надежных поставщиков, но риск столкнуться с поддельными деталями остается. Поэтому перед работой с новым партнером важно не только внимательно изучить ассортимент, но и оценить сопроводительные документы, которые подтверждают качество комплектующих. Особое внимание уделите сертификатам на механизмы рулевого управления и детали тормозной системы, оформление которых в России обязательно», — поделился своим опытом генеральный директор «Авто-ПЭК».
Нагрузка на грузоперевозчиков возрастает. Чтобы снизить издержки на обслуживание парков и избежать вынужденных простоев транспортные компании ищут оптимальные решения: кто-то делает ставку на собственную ремонтную базу, кто-то сокращает количество ТС, кто-то подбирает лояльную СТО по рекомендации.