Сейчас происходит смена игроков на рынке грузового коммерческого транспорта. Из России ушла европейская семерка, ей на смену пришли китайские автомобили. Многие представители транспортных компаний переживают, что низкие входные цены от новых дилеров сейчас обернутся заоблачными, когда основная доля рынка будет захвачена.
В связи с этим внимание отрасли привлек законопроект №298478-8 депутата Госдумы от КПРФ Олега Лебедева, которым предлагается запретить автодилерам самостоятельно определять продажные цены транспортных средств (ТС). Вместо этого, если инициативу поддержат, продавцам придется ориентироваться на рекомендованные цены производителей и импортеров, которые должны быть опубликованы на их официальных сайтах.
Также проект закона предполагает что:
- автосалоны не смогут устанавливать дополнительное оборудование на еще не проданную машину;
- если покупатель все-таки решит улучшить комплектацию автомобиля, сделать это получится только после регистрации права собственности. Для этого придется заключить с дилером отдельный договор на установку оборудования.
Идея законопроекта родилась из-за ощутимого роста цен на ТС в 2021 и 2022 годах. «Автомобили с рекомендованными производителями ценами в 1 млн рублей в салонах дилеров нельзя приобрести дешевле 1,8-2 млн рублей. Такая наценка оправдывается установленным дилером на автомобили дополнительным оборудованием. И это при том что в рекомендованную производителем цену уже заложена стандартная прибыль дилера», – говорится в тексте пояснительной записки к проекту. Цель поправок – защитить покупателей бюджетных автомобилей, а также обеспечить справедливые и конкурентные условия на розничном рынке транспортных средств.
Если закон будет принят, продавца в случае нарушения можно будет привлечь к ответственности за навязывание покупки одних товаров при продаже других по Закону РФ «О защите прав потребителей». Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает наказание за это в виде штрафа от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.14.8 КоАП РФ).
На кого рассчитан будущий закон?
Поправки, если их примут, сделают жизнь проще, но коснутся не всех покупателей авто. Ответственность за навязывание услуг при продаже вводится для дилеров только при заключении договора с потребителем, то есть гражданином, который приобретает товары для своих личных, семейных или домашних нужд. Это значит, что на тех, кто, работает как индивидуальный предприниматель и приобретает машины для своего рабочего парка, этот закон распространяться не будет. То же касается и компаний.
Законодатель считает необходимым защищать потребителя как более слабую сторону в отношениях с продавцом. При взаимодействии предпринимателей действует принцип равенства участников гражданского оборота, а также принцип свободы договора: стороны могут заключить любой договор, не запрещенный законом.
Что делать, если цены на ТС для автопарков кажутся несправедливыми?
Для представителей бизнеса есть другие пути. Если дилер завышает цену, действенным вариантом может стать обращение непосредственно к производителю. Например, у ПАО «КАМАЗ» существует специальная горячая линия комплаенс.
Кроме того, можно от себя лично или, объединившись с другими представителями бизнеса, направить жалобу региональному или федеральному уполномоченному по защите прав предпринимателей.
Также в подобной ситуации участники рынка могут на основании п.2 ст. 428 Гражданского кодекса РФ оспорить в суде явно обременительные и навязанные им условия договора, если при заключении сделки у них не было фактической возможности участвовать в переговорах на равных и определять параметры соглашения. Судебный спор требует серьезной подготовки, поэтому за правовой поддержкой желательно обратиться к специалистам. Например, пользователи платформы Monopoly.Online могут получить до трех профессиональных юридических консультаций без дополнительной оплаты.