Огромные штрафы в перспективе могут спровоцировать дефицит товаров. Ведь если груз стоит 40 тысяч рублей, а минимальный штраф составляет 100 тысяч рублей – кто поедет себе в минус?
Чтобы избежать штрафов, большегрузы ищут пути объезда рамок или способы обмануть систему. Одни проезжают весовой контроль с закрытыми номерами. Другие – объезжают рамки по сельским дорогам.
От этого в свою очередь страдают жители тех населенных пунктов, где многотоннажные фуры полностью разбивают единственный способ сообщения между селом и городом. Но самое страшное, как рассказывают жители Оренбургской области – это везти по уничтоженным дорогам больных на «Скорой помощи».
Редакция Монополии попыталась разобраться, что происходит и какие меры необходимо предпринять, чтобы остановить это «падение домино». Перевозчики, с которыми мы связались, охотно поделились своими историями, но попросили не указывать их имена из-за опасений «попасть на карандаш».
Три рамки – три разных штрафа
«Мы загрузились в Карачаево-Черкесской республике питьевой водой и повезли ее на Москву. Был апрель месяц, распутица, местные власти накладывают ограничения на нагрузку на ось…» – начинает вспоминать перевозчик, пожелавший остаться анонимным. Весной он попал на три штрафа общей суммой больше миллиона рублей, хотя, с его слов, перегруз не вез и не возил никогда.
«Первый раз попал на штраф в Воронежской области на 350 тысяч рублей. Штрафы – просто катастрофические! Если машина идет с перегрузом, там загорается свет красным. Водитель утверждает, что ничего не загоралось, поэтому он поехал дальше.
Проехав Воронежскую область, он заехал в Тульскую область. На въезде попадает на рамку – штраф 400 тысяч рублей. Не знаю, государство одно, а штрафы почему-то разные…
И потом дальше выезжает он из Тульской области: еще рамка – еще 400 тысяч рублей!», – рассказывает наш респондент. О штрафах он узнал, только когда зашел на Госуслуги.
«Я, конечно, сразу начинаю тревогу бить, писать письмо на основании того, что эти штрафы не распространяются, если везешь продукты питания. Естественно, прикладываю документы и отправляю.
Воронеж отреагировал быстро. Я успел оплатить 50%. То есть с 350 тысяч штрафа я 175 тысяч оплатил. А Тульская область прислала намного позже – не знаю, они или Госуслуги – естественно, я не оплатил ни 50%, ни полный штраф.
Я написал юристам Монополии, они мне стали помогать. В двух словах, Воронеж отменил постановление и вернул денежные средства.
А Тульская область по сегодняшний день (16.10.2024) – ни ответа ни привета. Дозвониться невозможно, трубку не берут. По электронке я отправил письмо – ответили, чтобы я ждал месяц. Прошло уже 2 месяца. Я все документы, дублирующие жалобы, уже отправил в Москву, а не им».
Отменить штрафы можно, но есть нюанс
Историю, в которой удалось отменить штрафы, но это был еще не конец – судебные производства о взыскании суммы штрафа продолжают приходить полгода спустя – рассказал перевозчик Валерий (имя изменено):
«У нас рефрижераторный парк, мы возим продукты питания, и обычно нас не перегружают. Мы попадаем на рамки только в случае весенних и осенних ограничений нагрузки на ось на дорогах. Были случаи, этой весной попали один раз в Костромской области. А в прошлом году у нас было серьезное попадание, раз 6 или 7 нас штрафовали по 300-400 тысяч.
Мы согласно регламенту в оговоренные сроки подавали в суд и отменяли эти постановления. Всё получалось. Но здесь есть нюанс.
Мы подаем иск об отмене постановления в сторону МУГАДН. Мы привлекаем их как третью сторону в данном исковом заявлении о том, что постановление выдано неправомерно. Они в суд не являются, писем никаких не пишут, никак не реагируют. То есть они в этом процессе никак не участвуют.
Проходит год – и нам прилетает от судебных приставов исполнительное производство о взыскании суммы штрафа. Имея даже на руках решение суда об отмене постановления, мы получаем эти исполнительные производства. Постановления приходят из разных мест от разных приставов – не от нашего районного. И мы ездим и привозим документы о том, что данное постановление отменено в судебном порядке.
Нам задают вопросы банки: «А почему у вас там исполнительные производства?». Это всем надо по кругу объяснять, доказывать: и банкам, и налоговой, и приставам самим. Это – время, дополнительные издержки, ресурсы, деньги, в конце концов.
Машину останавливают на трассе: у тебя неоплаченный штраф. Ну что, мой водитель будет объяснять гаишнику, что компания подала судебный иск, оспаривает его? Может же попасться принципиальный [гаишник], сказать: “Пока не оплатишь, езжай на штрафстоянку.” Это тоже риски, причем огромные!
В случае с этими рамками всё прекрасно понимаю, с одной стороны. А с другой стороны, извините, мы столько квазиналогов платим за эти дороги, так приведите их в нормальное состояние, чтобы возить перегрузы.
Я плачу налоги за дороги: я плачу и Автодор, и Платон – суммы немалые, за что ты их снимаешь? Так ты еще ставишь рамку и еще снимаешь за то, что где-то пробило эту ось. Вы же понимаете, вариантов пробития оси может быть большое количество, ты можешь и не везти этот перегруз, а тебя просто неквалифицированно загрузили, неправильно распределили груз по кузову.
В нынешней ситуации надо вводить какие-то меры поддержки, чтобы человек выжил и зарабатывал, платил налоги, а не «гасить» его штрафами по 400 тысяч рублей. Что это за подход?».
Рамками займется Генпрокуратура
Президент Национальной Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС», Член Общественного совета при Ространснадзоре РФ, Владимир Васильевич Матягин поделился с редакцией информацией о том, что все обращения, исследования и поездки принесли хороший результат – к изучению вопроса подключилась Генеральная прокуратура.
«В связи с поездками по регионам было выявлено неэффективное использование федеральных и региональных средств. Мы через Госдуму обратились в Счетную палату по поводу проверки всех собственников дорог на финансирование данных пунктов и финансирования тех организаций, которые должны содержать их в надлежащем состоянии.
За 2023-2024 годы было получено в бюджет порядка 10 миллиардов, а потрачено 21 миллиард плюс по одному миллиарду в год на обслуживание. Итого за два года: 23 миллиарда. Возникает вопрос, что мы сохранили, если мы видим, что машины ездят с перегрузом, датчики все разбиты – на установку датчиков и асфальта надо тратить еще порядка 30 миллионов на каждый объект, а у нас их 300, то есть 9 миллиардов ежегодно.
Вопросов очень много. Мы поэтому обратились в Счетную палату.
На прошлой неделе (интервью состоялось 14.10.2024 – прим. ред.) в Ярославле была коллегия Ространснадзора. И основной вопрос, который обсуждался, был связан именно с созданием пунктов весогабаритного контроля, с развитием данного формата. Там выступали спикеры из Совета Федерации, Госдумы, Минтранса, Автодора и множества других компаний».
Сотрудники ГИБДД или автоматические рамки?
«Ни в коем случае нельзя возвращать сотрудников ГИБДД. Данные системы, конечно, нужны без участия человека. Их просто надо правильно эксплуатировать», – считает Владимир Васильевич Матягин.
«Собственники дорог, на которых возложена функция по сохранности дорог, делают видимость того, что они что-либо делают. А так всё это пущено на самотек. “Осваивают” деньги.
Есть организации, которые обслуживают данный участок дорог, не собственник, а именно коммерческие компании – с ними заключается контракт, выделяются деньги, она закупают оборудование. А как правило, большинство этих организаций – это приближенные тех или иных чиновников на местах. Бизнес-процесс выстроен.
Система должны быть прозрачной. Должен быть четко проработан вопрос, как проводятся проверки этих всех участков дорог, как установлены датчики, как выглядит асфальт и т.д.
Всё должно быть зафиксировано фото- и видеофиксацией. Это в реальном времени должно быть видно на сайте. Плюс участие общественных организаций в комиссиях по этим мероприятиям. Потому что доверия к чиновникам нет.
Надо вводить ответственность за безалаберное отношение к сохранности дорог. Менять законодательство, расширять полномочия тех или иных структур, ответственных за контроль дорог. Потому что сейчас у нас получается, что никто ничего не может, но все делают бизнес».
В числе необходимых мер Президент ассоциации грузавтотранса назвал также установку контрольных весов в статичном режиме. Без участия человека.
Остановить падение
Есть два способа остановить падение домино. Первый, самый простой – подождать, пока закончатся кости, а в случае с грузоперевозками – разрушатся цепочки поставок товаров по всей стране. Второй способ – подставить руку и остановить падающее звено.
Проверить все пункты автоматического контроля. Привести в надлежащее состояние дорожное полотно, рамки и датчики. Дать перевозчикам возможность проходить контрольное взвешивание в режиме статики. Создать удобную и эффективную систему обжалования штрафов на месте. Не только издавать законы, но и следить за их надлежащим исполнением.
Текст: Светлана Шестакова