Зачем нужен новый реестр грузоперевозчиков
Как сказано в пояснительной записке, на сегодняшний день больше половины перевозчиков работают по серым схемам. А около 80% владельцев авто вообще не уведомляли контролирующее органы о своей деятельности.
Авторы законопроекта предлагают закрыть реестром две большие проблемы — повысить прозрачность транспортных услуг (легализацию перевозчиков) и уровень безопасности на дорогах.
«Сейчас вся отрасль идет в сторону цифровизации и обеления рынка логистики. С одной стороны, реестр действительно может содействовать этому. С другой — важно, чтобы требования закона не создавали дополнительной административной и финансовой нагрузки для перевозчика», — комментирует Виктория Цапина, руководитель юридического сервиса на платформе Монополия Онлайн.
Как это будет работать
Если проект примут, то собственники грузовиков массой от 3,5 тонны должны будут подать заявление на включение в реестр. Без регистрации перевозить грузы будет запрещено. Исключение — международная логистика или перевозки для собственных нужд.
Сам единый реестр грузоперевозчиков предполагается сделать общедоступным, а вести его — на базе цифровой платформы «ГосЛог». Перевозчику для регистрации нужно будет предоставить следующие данные:
- наименование компании или ИП, ИНН, адрес местонахождения и контактные данные;
- сведения о специалисте, ответственном за безопасность дорожного движения;
- сведения об автомобиле, в т. ч. договор лизинга или аренды (если есть);
- номер полиса ОСАГО.
По желанию можно указать дополнительные сведения:
- какие грузы перевозит;
- преимущественные маршруты перевозок;
- на какую сумму застрахована перевозка;
- сайт перевозчика.
«Сейчас есть отдельные вопросы к механизму работы реестра — недостаточно четко прописаны критерии для включения и исключения из него. Например, чтобы заявку в реестр приняли, в штате перевозчика должен быть специалист ответственный за БДД. Но если объемы перевозок небольшие, то дополнительный работник (или договор на оказание услуг со специалистом) будет определенной нагрузкой для бизнеса», — рассуждает Виктория Цапина.
Мнения о законопроекте
Многие водители не ждут от этой инициативы позитивных перспектив. По их мнению, новый реестр — это дополнительная административная нагрузка на предпринимателя и дополнительное регулирование рынка государством.
Юристы настроены более оптимистично.
«Законопроект нужно принимать взвешенно, чтобы все участники рынка, как крупные, так и малые, чувствовали себя комфортно. Для этого нужен контакт законодателя и представителей отрасли. Только при взаимосвязи теории и практики получится рабочий нормативный документ», — добавляет Виктория Цапина.
Больше о пилотном законопроекте и других законах, смотрите в новом выпуске подкаста «Загрузились»:
https://dzen.ru/video/watch/66bb976d6d88ff2bde4e4fd9