Monopoly.Online —
это платформа,
основанная на
перемещении грузов
и лайфстайл-услугах

    Главная / Блог / Законы / Кто ответит за ДТП с беспилотным автомобилем?
    Беспилотные грузовые автомобили
    Законы
    Поделиться

    Кто ответит за ДТП с беспилотным автомобилем?

    Пока мы готовили материал об автономных грузовиках, Минтранс доработал законопроект о высокоавтоматизированных транспортных средствах. Теперь в документе прописано, кто несет ответственность за ДТП с беспилотником. Вероятно, нововведения вступят в силу 1 сентября 2025 года.

    Минтранс определил виновников

    Дискуссия о том, кто будет виноват в ДТП с беспилотным автомобилем и понесет наказание, шла несколько лет. Одни говорили, что ответственность за аварию лежит на инженере-испытателе, который из кабины контролирует автономный грузовик. Другие считали, что нужно обвинять производителя машины, разработчика программного обеспечения или собственника транспортного средства. Теперь сомнений не будет.

    В Минтрансе указали на потенциального виновника ДТП с беспилотным авто — владельца автомобиля-беспилотника. Его обяжут зарегистрировать машину в ГИБДД, проводить ее техническое обслуживание и, конечно, компенсировать вред, который нанесен пострадавшим в аварии, их здоровью и имуществу.

    Собственник транспортного средства может переложить ответственность на других лиц:

    • диспетчера, который дистанционно контролирует автопилот;
    • производителя, если у грузовика будут найдены конструктивные дефекты;
    • дилера, который обслуживает беспилотник.

    Чтобы установить виновника происшествия, расшифруют информацию с «бортовых самописцев». Эти устройства обязательно будут устанавливать в каждый высокотехнологичный автомобиль с автономным управлением.

    В законе прописаны случаи, когда владельца беспилотника признают невиновным в ДТП. Например, если авария произошла из-за обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Оформление ДТП с высокотехнологичным транспортом через европротокол запретят. Зафиксировать аварии из-за беспилотного автомобиля смогут только сотрудники ГИБДД.

    Также сведения из «черных ящиков» беспилотника будут получать страховые компании. Если собственник транспортного средства вовремя не обновлял программное обеспечение, выплату при ДТП могут пересмотреть. Поездки на автомобиле с устаревшим ПО запретят.

    Аварий станет меньше?

    По статистике МВД в 2023 году произошло более 117 тыс. автомобильных аварий, в которых пострадали более 146 тыс. человек — цифра сопоставима с численностью населения Пятигорска или Майкопа. Смертельные ДТП унесли более 12 тыс. жизней.

    Одна из целей проекта по внедрению беспилотного транспорта — снизить количество аварий на российских дорогах. Новым документом Минтранс запрещает проезд беспилотников по дорогам, где перевозят опасные грузы.

    Автономные грузовики будут использовать только на трассах, у которых есть «цифровой двойник». Например, для М-11 уже создана высокоточная карта. На ней в режиме реального времени отображены данные о дорожной ситуации: ДТП, погода, состояние покрытия.

    А что будет дальше?

    Пока беспилотники не внедрили в российское правовое поле, не все практические моменты учтены в документах. Ясно, что ДТП может произойти с любым транспортным средством — автономный грузовик не исключение.

    Законопроект Минтранса не уточняет, будет ли наказание для владельца беспилотником таким же, как для обычного водителя. Также не проработан порядок возмещения ущерба при ДТП с беспилотной машиной-высокотехнологичным грузовиком.

    Еще есть опасения, что хакерская атака может повлиять на программное обеспечение. В такой непредвиденной ситуации беспилотник потеряет связь с диспетчером и попадет в ДТП. Пока в законодательстве есть пробелы, недобросовестные владельцы могут регистрировать автономные грузовики на подставных лиц, чтобы избежать ответственности.

    Беспилотные грузовики — инновация, которая в теории принесет выгоду транспортным компаниям и сделает перевозку грузов по России безопаснее. При этом автономному транспорту нужен серьезный технологический контроль и правовая регламентация.

    14. 02. 2024

      Получайте самые интересные подборки раз в неделю



        Читайте также
        Полезное
        17. 10. 2022
        Надежный грузоперевозчик вместо потери времени, денег, репутации
        Мошенничество в грузоперевозках — проблема, которая существует не одно десятилетие. Из-за пандемии 2020 года, объём ущерба, связанный с мошенничеством, начал сокращаться. Но уже в 2022 ситуация снова ухудшилась. Так, в августе сумма нанесенного ущерба составила половину всех потерь за первый квартал 2022. Какие риски угрожают грузовладельцам и как их избежать ― расскажем в статье.
        Полезное
        27. 09. 2022
        «Горящий» сезон: как справиться на «отлично» и сохранить здоровье
        Высокий сезон в грузоперевозках традиционно начинается в сентябре, а с ним увеличивается нагрузка на транспорт и водителей. Именно они — ключевое звено в грузоперевозках. От их мастерства и профессионализма зависит многое. Как сохранить здоровье в период высокой активности — расскажем в статье.
        Полезное
        22. 07. 2022
        Что лучше выбрать грузоперевозчику: ООО или ИП
        Грузоперевозки – сфера, которая будет актуальна абсолютно всегда. Ведь если на рынке есть производители, то должны быть и те, кто возит их товары. Но открыть свое дело в грузоперевозках – задача непростая. Нужно учесть и финансовые моменты, и кадровые вопросы, а также, что самое главное – задуматься о форме регистрации бизнеса. ООО или ИП: что выбрать для бизнеса в логистике? У каждого из видов есть своим плюсы и минусы. В этой статье расскажем, в чем разница форм, какая выгоднее именно для грузоперевозок, а также какие могут быть риски.