Минтранс определил виновников
Дискуссия о том, кто будет виноват в ДТП с беспилотным автомобилем и понесет наказание, шла несколько лет. Одни говорили, что ответственность за аварию лежит на инженере-испытателе, который из кабины контролирует автономный грузовик. Другие считали, что нужно обвинять производителя машины, разработчика программного обеспечения или собственника транспортного средства. Теперь сомнений не будет.
В Минтрансе указали на потенциального виновника ДТП — владельца автомобиля-беспилотника. Его обяжут зарегистрировать машину в ГИБДД, проводить ее техническое обслуживание и, конечно, компенсировать вред, который нанесен пострадавшим в аварии, их здоровью и имуществу.
Собственник транспортного средства может переложить ответственность на других лиц:
- диспетчера, который дистанционно контролирует автопилот;
- производителя, если у грузовика будут найдены конструктивные дефекты;
- дилера, который обслуживает беспилотник.
Чтобы установить виновника происшествия, расшифруют информацию с «бортовых самописцев». Эти устройства обязательно будут устанавливать в каждый высокотехнологичный автомобиль с автономным управлением.
В законе прописаны случаи, когда владельца беспилотника признают невиновным в ДТП. Например, если авария произошла из-за обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Оформление ДТП с высокотехнологичным транспортом через европротокол запретят. Зафиксировать аварию смогут только сотрудники ГИБДД.
Также сведения из «черных ящиков» беспилотника будут получать страховые компании. Если собственник транспортного средства вовремя не обновлял программное обеспечение, выплату при ДТП могут пересмотреть. Поездки на автомобиле с устаревшим ПО запретят.
Аварий станет меньше?
По статистике МВД в 2023 году произошло более 117 тыс. автомобильных аварий, в которых пострадали более 146 тыс. человек — цифра сопоставима с численностью населения Пятигорска или Майкопа. Смертельные ДТП унесли более 12 тыс. жизней.
Одна из целей проекта по внедрению беспилотного транспорта — снизить количество аварий на российских дорогах. Новым документом Минтранс запрещает проезд беспилотников по дорогам, где перевозят опасные грузы.
Автономные грузовики будут использовать только на трассах, у которых есть «цифровой двойник». Например, для М-11 уже создана высокоточная карта. На ней в режиме реального времени отображены данные о дорожной ситуации: ДТП, погода, состояние покрытия.
А что будет дальше?
Пока беспилотники не внедрили в российское правовое поле, не все практические моменты учтены в документах. Ясно, что ДТП может произойти с любым транспортным средством — автономный грузовик не исключение.
Законопроект Минтранса не уточняет, будет ли наказание для владельца беспилотной машины таким же, как для обычного водителя. Также не проработан порядок возмещения ущерба при ДТП с высокотехнологичным грузовиком.
Еще есть опасения, что хакерская атака может повлиять на программное обеспечение. В такой непредвиденной ситуации беспилотник потеряет связь с диспетчером и попадет в ДТП. Пока в законодательстве есть пробелы, недобросовестные владельцы могут регистрировать автономные грузовики на подставных лиц, чтобы избежать ответственности.
Беспилотные грузовики — инновация, которая в теории принесет выгоду транспортным компаниям и сделает перевозку грузов по России безопаснее. При этом автономному транспорту нужен серьезный технологический контроль и правовая регламентация.