Минтранс определил виновников
Дискуссия о том, кто будет виноват в ДТП с беспилотным автомобилем и понесет наказание, шла несколько лет. Одни говорили, что ответственность за аварию лежит на инженере-испытателе, который из кабины контролирует автономный грузовик. Другие считали, что нужно обвинять производителя машины, разработчика программного обеспечения или собственника транспортного средства. Теперь сомнений не будет.
В Минтрансе указали на потенциального виновника ДТП с беспилотным авто — владельца автомобиля-беспилотника. Его обяжут зарегистрировать машину в ГИБДД, проводить ее техническое обслуживание и, конечно, компенсировать вред, который нанесен пострадавшим в аварии, их здоровью и имуществу.
Собственник транспортного средства может переложить ответственность на других лиц:
- диспетчера, который дистанционно контролирует автопилот;
- производителя, если у грузовика будут найдены конструктивные дефекты;
- дилера, который обслуживает беспилотник.
Чтобы установить виновника происшествия, расшифруют информацию с «бортовых самописцев». Эти устройства обязательно будут устанавливать в каждый высокотехнологичный автомобиль с автономным управлением.
В законе прописаны случаи, когда владельца беспилотника признают невиновным в ДТП. Например, если авария с беспилотной машиной произошла из-за обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Оформление ДТП с беспилотным авто через европротокол запретят. Зафиксировать аварии из-за беспилотного автомобиля смогут только сотрудники ГИБДД.
Также сведения из «черных ящиков» беспилотника будут получать страховые компании. Если собственник транспортного средства вовремя не обновлял программное обеспечение, выплату при ДТП с беспилотным авто могут пересмотреть. Поездки на автомобиле с устаревшим ПО запретят.
Аварий станет меньше?
По статистике МВД в 2023 году произошло более 117 тыс. автомобильных аварий, в которых пострадали более 146 тыс. человек — цифра сопоставима с численностью населения Пятигорска или Майкопа. Смертельные ДТП унесли более 12 тыс. жизней.
Одна из целей проекта по внедрению беспилотного транспорта — снизить количество аварий на российских дорогах. Новым документом Минтранс запрещает проезд беспилотников по дорогам, где перевозят опасные грузы.
Автономные грузовики будут использовать только на трассах, у которых есть «цифровой двойник». Например, для М-11 уже создана высокоточная карта. На ней в режиме реального времени отображены данные о дорожной ситуации: ДТП, погода, состояние покрытия.
А что будет дальше?
Пока беспилотники не внедрили в российское правовое поле, не все практические моменты учтены в документах. Ясно, что ДТП может произойти с любым транспортным средством — автономный грузовик не исключение.
Законопроект Минтранса не уточняет, будет ли наказание для владельца беспилотником таким же, как для обычного водителя. Также не проработан порядок возмещения ущерба при ДТП с беспилотным автомобилем-высокотехнологичным грузовиком.
Еще есть опасения, что хакерская атака может повлиять на программное обеспечение. В такой непредвиденной ситуации беспилотник потеряет связь с диспетчером и попадет в ДТП. Пока в законодательстве есть пробелы, недобросовестные владельцы могут регистрировать автономные грузовики на подставных лиц, чтобы избежать ответственности.
Беспилотные грузовики — инновация, которая в теории принесет выгоду транспортным компаниям и сделает перевозку грузов по России безопаснее. При этом автономному транспорту нужен серьезный технологический контроль и правовая регламентация.