Новый законопроект о порядке доступа к грузоперевозкам пока не принят, но дальнобойщики уже горячо обсуждают эту инициативу. Ранее шла речь о том, что ожидать введение закона о реестре грузоперевозчиков стоит с марта 2025.
Мы собрали самые частые вопросы по теме законопроекта о создании единого государственного реестра грузоперевозчиков и попросили ответить экспертов юридического сервиса Монополия. Что из этого получилось, читайте в нашем материале.
1. Некоторые перевозчики сравнивают модель законопроекта № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о реестре грузоперевозчиков) с ранее вступившим в силу законом № 478-ФЗ Федеральный закон от 27.12.2019 N 478-ФЗ (ред. от 30.01.2024) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности». Смущает, что законопроект о реестре грузоперевозчиков выступает как фактически закамуфлированное лицензирование, а грузоперевозки — нелицензируемый вид деятельности
Ответ:
Хоть и тот, и тот проект направлен на дополнительный контроль, все же не следует воспринимать реестр грузоперевозчиков как попытку ввести лицензирование перевозок грузов. Целью нового законопроекта является правовая защита участников грузоперевозок, повышение качества и безопасности логистики.
В свою очередь, закон № 478-ФЗ вводит многоуровневую систему контроля. Но реестр грузоперевозчиков не ограничивает свободу деятельности и доступ к перевозкам. Так, к примеру, транспортные средства, используемые для собственных нужд, регистрировать не придется.
Цель реестра грузоперевозчиков — обеспечить повышение безопасности, прозрачности и подготовить платформу для дальнейшей цифровизации рынка. Реестр грузоперевозчиков будет представлять собой базу данных, в которую вносится необходимая информация для подтверждения правоспособности перевозчика. Это позволит как грузовладельцам, так и собственникам транспорта выбирать безопасных и надежных партнеров. И в свою очередь, это также создаст условия для ухода с рынка недобросовестных участников.
2. Введение реестра грузоперевозчиков направлено на «обеление» бизнеса, но для этих целей уже было найдено другое решение — ГИС ЭПД (электронный документооборот), цель которого упрощение документооборота и усиление контроля за участниками рынка. Если уже есть один обязательный инструмент, который решает вопрос вывода бизнеса из тени, зачем нужен еще один?
Ответ:
Электронный документооборот (ЭДО) в сфере транспортной логистики применяется с 2022 года. На сегодняшний день это не обязательный формат и у перевозчиков есть выбор, какой формат им удобнее: ездить с бумажными документами или работать в цифровом виде.
ГИС ЭПД — это государственная информационная система электронных перевозочных документов. И этот сервис создан для комфортного электронного документооборота.
Таким образом, система ЭПД не является контролирующим инструментом. Эта платформа создана, в первую очередь, для помощи перевозчикам, которые уже перешли или только переходит на электронную форму документов.
3. Кто и как будет контролировать задолженность для принятия решений об исключении из реестра грузоперевозчиков? А если у предприятия будет зафиксирован долг в несколько копеек из-за бухгалтерской ошибки, как она сможет функционировать, пока ситуация с ошибкой не разрешится? Перевозчик будет вынужденно простаивать?
Ответ:
На сегодняшний день законопроект находится на рассмотрении, и пока трудно точно сказать, как будет работать этот механизм. Но в существующем проекте уже предусмотрены определенные меры для решения подобных ситуаций. В частности, предполагается время для исправления ошибок и возможность обжалования решения об исключении из реестра через суд.
Так, при обнаружении нарушений об этом уведомят в личном кабинете перевозчика. На исправление нарушений и корректировку данных будет даваться 10 рабочих дней. Если в указанный срок перевозчик этого не сделает, то по решению суда его смогут исключить из реестра.
4. Некоторые грузовладельцы опасаются роста «теневого сектора», который пополнится:
- компаниями, исключенными из реестра грузоперевозчиков по причине размытых требований к профессиональной надежности и т. д.
- небольшими компаниями с парком в 2–3 ТС, которые не потянут дополнительную бюрократическую нагрузку. Не вызовет ли оперативное внедрение единого реестра обратного эффекта обелению рынка?
Ответ:
На сегодняшний день проект находится на стадии рассмотрения, и пока трудно сказать, как будет работать этот механизм. Действительно, сейчас есть отдельные вопросы к работе реестра грузоперевозчиков, в т. ч. недостаточно четко прописаны критерии для включения и исключения из него, имеется риск избыточных требований к перевозчику.
Например, чтобы заявку в реестр грузоперевозчиков приняли, в штате перевозчика должен быть специалист ответственный за БДД. Но если объемы перевозок небольшие, то дополнительный работник (или договор на оказание услуг со специалистом) будет определенной нагрузкой для бизнеса.
Как считают юристы Монополии, законопроект нужно принимать взвешенно, чтобы все участники рынка, как крупные, так и малые чувствовали себя комфортно. Для этого законодателю сейчас нужно выйти на контакт с представителями отрасли. Только при взаимосвязи теории и практики получится действительно рабочий нормативный документ.
5. Сведения о перевозчиках и их ТС должны будут передаваться в единый реестр грузоперевозчиков в автоматическом режиме с помощью национальной цифровой транспортно-логистической платформы (ГосЛог). Однако, она еще не разработана. Как в этом случае отразить в законопроекте все нюансы еще не разработанной системы?
Ответ:
Как указано в п. 2 ст. 8 законопроекта все нюансы создания и функционирования ЕЦП «ГосЛог» должны быть отражены в отдельном Положении, которое утверждается Правительством Российской Федерации.
Также, пока нет точной даты запуска реестра. По некоторым данным, реестр грузоперевозчиков начнет свою работу не раньше начала 2026 года.
Такой срок, в частности, обозначила исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина, выступая на конференции «Логистика Сибири». За это время, по словам эксперта, должна быть создана и сама платформа под реестр, и сопутствующие сервисы, в которых можно осуществлять проверку судимости водителя и первых лиц транспортных компаний.
6. Многие крупные логистические компании уже разработали собственные IT-решения для сопровождения грузов. Их придется интегрировать с государственной платформой. Такая доработка программ и дополнительное обучение сотрудников потребуют финансовых вложений. Эта нагрузка может в дальнейшем отразиться на стоимости логистики. Возможно ли будет внести какие-либо льготы для таких компаний, которые уже разработали свои ПО?
Ответ: Как мы уже писали выше, пока проект не вступил в силу, трудно сказать, в какой редакции он будет принят и как будет работать этот механизм.
Как показывает практика по аналогичным процессам, государство может предусмотреть субсидирование затрат на интеграцию IT-решений. Возможно, в нормах Положения о ЕЦП «ГосЛог» могут быть прописаны переходные периоды, в течение которых компании смогут продолжать использовать свои системы, пока не завершится интеграция с единой платформой. Это позволит избежать резкого увеличения затрат и даст время на адаптацию.
Но это лишь предположения. Пока этот вопрос, как и многие другие, требует обсуждения.