Ослабление рубля и введенные санкции снизили стоимость импортных грузовиков и спецтехники. Чтобы сравнять цены на иностранные и российские автомобили, правительство повышает ставки утилизационного сбора. Дилеры включают эти издержки в конечную стоимость товара.
Нелегко приходится перевозчикам. Они только пережили перебои с закупками новой техники в период пандемии, как с 2023 года выросли очередные сборы. Обновлять автопарк теперь сложнее.
Зачем нужен утильсбор?
Утилизационный сбор — единоразовый платеж за импортную технику, который пойдет на ее переработку в будущем. Такой финансовый инструмент работает в России уже почти 11 лет. Споры по поводу его целесообразности не утихают:
- сторонники — ученые, чиновники, общественность, — уверены, что платежи стимулируют развитие российской промышленности;
- противники — потребители и производители техники, — считают эти расходы лишней нагрузкой.
Это интересно
Закон, регулирующий утилизацию автомобилей, действует с 1 сентября 2012 года. Сначала плату взимали только за импортную технику, в 2014 году из-за требований ВТО правило распространилось и на российские ТС. Правда, производители стали получать субсидию, которая компенсировала расходы на утилизацию. В 2016 году добавился сбор на переработку самоходной и сельскохозяйственной техники.
Как изменился размер утильсбора в 2023 году?
По мнению отдельных участников рынка, инициаторами повышения ставок утильсбора стали российские производители грузовиков «КАМАЗ» и «Урал», которые напрямую обратились к правительству РФ с письмом. В ответ на это импортеры и дистрибьюторы иностранных ТС повышают цены. Без этого дилерский бизнес станет убыточным.
Сравним новые коэффициенты для расчета утильсбора с цифрами 2022 года:
- для новых грузовиков с массой 20-50 тонн коэффициент 9,02 заменил прежний 6,68;
- для 20-50-тонных самосвалов — 8,51 вместо 6,3;
- для прицепов и полуприцепов — 4 вместо 0,64.
Для всех перечисленных случаев сохранился размер базовой ставки на уровне 150 тыс. рублей. Платеж останется на прежнем уровне для тех машин, которые не собирают в России.
Ставки утильсбора выросли, появляются предпосылки негативных финансовых последствий:
- стоимость прицепов вырастет на 25%;
- расходы на закупку новой техники повысятся на 2-5%;
- себестоимость грузоперевозок увеличится примерно на 20%.
Таким образом, возрастет конечная стоимость импортных грузовиков, грейдеров, самосвалов, катков и тракторов, аналоги которых производят в России. Законодатель защищает крупнейшие отечественные предприятия и считает, что у них достаточно мощностей для удовлетворения внутреннего спроса в стране. Хотя статистика показывает обратное. Перевозчикам нужно больше 150 тыс. новых машин в год, а тот же «КАМАЗ» способен обеспечить только ⅓.
Резюмируем
Утилизационный сбор действует в России уже 11 лет. И за это время участники рынка не договорились об отношении к этому явлению. Бесспорна только одна закономерность — чем выше ставки, тем дороже обходится техника. О том, как повышение 2023 года отразилось на рынке коммерческой техники, и что думают об этом представители отрасли, читайте в следующей статье.