Какими бывают запреты на проезд грузовиков?
По всей стране, в каждом регионе водители большегрузов видят запрещающие знаки под номером 3.4. Они бывают постоянными и временными. Такую инициативу проявляют муниципальные или региональные власти.
Движение грузовиков ограничивают из-за особенностей дорожного покрытия, специфики местности или интенсивности автомобильного потока. Например, часто в центральную или историческую часть города въезд грузовиков закрыт. Движение под знак приносит штраф 500 рублей.
Некоторые участки региональных трасс весной закрывают для проезда грузовых автомобилей. Цель — просушка асфальтового покрытия и поддержание его в хорошем состоянии. Хотя такие меры ФАС признал лишними еще в 2019 году, практика продолжается. Еще власти могут ограничивать и даже полностью закрывать движение на некоторых участках дорогах. Так было на трассах Прикамья в конце ноября 2023 года из-за снегопадов.
Запрет на передвижение грузовых автомобилей в крупных городах вводили постепенно. 2012 год — Санкт-Петербург, 2013 год — Москва и Казань, дальше — Красноярск, Краснодар и другие.
К концу лета 2023 года нововведениями для водителей большегрузов, например, отметилась Кострома. Здесь запрет на въезд фур ввели на постоянной основе. Дальнобойщики могут проезжать только по выделенному транзитному пути. При этом в часы-пик запрещено движение в обход.
Маршруты транспортных средств из нашего автопарка проходят между Москвой и Санкт-Петербургом. С движением по Питеру вопросов нет. А вот с определенными проблемами при въезде в столицу наши водители сталкиваются. Повсюду установлены камеры, в случае чего — легко можно получить штраф. Поэтому мы не рискуем и оформляем пропуска заранее. Одно время разрешения на въезд в Москву нам не давали. В итоге мы потеряли всех клиентов, которые оформляли доставку в центр города. Туда проехать нельзя было.
Стой, Саратов!
Список городов, где запрещено движение фур, пополнил Саратов. К счастью для грузоперевозчиков эти ограничения временные. До середины марта 2024 года большегрузы весом свыше 10 тонн не смогут проехать по городу с 6 часов утра до 10 часов вечера. Исключение сделано для пассажирских автобусов и грузового транспорта, на борту которого продукты, животные, лекарства, ГСМ, семена, удобрения, почта и посылки.
Временные запреты на въезд фур в Саратов связаны с погодными условиями. Коммунальной технике нужно очистить город от снега. Такие меры власти принимают ежегодно.
Заметим, что ограничивают передвижение дальнобойщиков только дорожные знаки 3.4. Фото- и видеофиксация нарушений, видимо, не происходит. Таким образом, запреты на въезд грузовиков в Саратов, скорее всего, формальны.
Пока говорят, но скоро сделают
Трасса М-4 «Дон» известна своим напряженным трафиком. Разгрузить окрестности Ростова-на-Дону хотят давно: по некоторым данным — с 2000 года. Но пока решений нет.
Последние предложения ограничить движение грузовиков поступали еще в 2020 году. Тогда инициаторы планировали «отдать» водителям большегрузов часть городских улиц и несколько проектируемых дорог. По идее центр Ростова должен был вообще освободиться от фур, по аналогии с Москвой. Так будет снят перегруз транспортной сети. Инициаторы уже в 2020 году признавали, что для логистических компаний такая организация движения создаст проблемы.
В начале 2023 года власти Ростова-на-Дону сообщили, «грузовому каркасу» быть. Запрет на проезд большегрузов планировали ввести поэтапно:
- создать схему движения грузовиков по городу;
- установить пункты весового контроля, камеры фото- и видеофиксации;
- сформировать «грузовой каркас» непосредственно.
Чиновники не собирались вводить категоричный запрет на въезд фур в город. Предусмотрен вариант с получением спецпропусков, например, для движения к предприятиям или строительным объектам.
В теории план властей был направлен на частичное освобождение улиц Ростова-на-Дону от грузового транспорта. Нарушителей ловили бы камерами уже в конце 2023 года.
Пока можно сказать, что водители большегрузов могут спокойно ездить по Ростову до середины лета 2024 года. К этому времени администрация города, минтранспорт региона и ГИБДД должны разобраться, в какие часы есть проблема с пробками. В итоге ведомства разработают предложения по ограничению движения фур в час-пик.
Интересна проблема со стоянкой для грузового транспорта на окраинах Ростова-на-Дону. Пока организованных мест власти не предусмотрели и не создали.
Мнение грузоперевозчиков
Эксперты логистической отрасли считают, что запретить въезд грузового транспорта в города можно не везде и не всегда. В регионах зачастую нет объездных дорог, а магистрали через населенные пункты перегружены. Бывают исключения из правил, например, Тверь или Воронеж. Но в остальных случаях грузоперевозчики вынуждены перестраивать маршруты, а грузоотправители — переходить на малотоннажный транспорт.
Запрет на движение грузовиков не решает никаких проблем, только создает препятствия для транспортных компаний и заказчиков, для логистики в целом. Если везде будут вводить ограничения на въезд фур, устанавливать камеры фиксации и штрафовать водителей — эти меры приведут только к удорожанию перевозок. При этом главные цели таких запретов — разгрузка транспортных магистралей и повышение безопасности движения — достигнуты не будут.
В целом, эксперты отрасли считают, что «грузовой каркас», который создают в крупных городах, может снизить экологический вред и улучшить пропускную способность улиц. Но все это в ущерб интересам грузоперевозчиков. Водители вынуждены отслеживать маршруты, а транспортные компании — заказывать пропуск на проезд. В противном случае — любое неверное движение рулем, фура заезжает на «закрытую» улицу и получает штраф.
Можно заметить, что транзит грузового транспорта и его движение по городским магистралям запрещают повсеместно. В будущем количество ограничений, скорее всего, вырастет. Если проекты по запрету движения большегрузов пойдут дальше в регионы, грузоперевозчики выступят негативно.