Антиблокировочная система (АБС) помогает водителям по всему миру: спасает от заклинивания колес, сохраняет управляемость и курсовую устойчивость. В России неисправность АБС грозит перевозчикам убытками. Что немцу хорошо, то русскому — штраф, эвакуация, ремонт?
Горящая лампочка АБС: какой штраф грозит
С 1 сентября 2023 года инспекторы ГИБДД уже штрафуют за неисправную АБС. Такую практику закрепили нормы из Постановления Правительства РФ от 27.05.2023 № 837. Автомобиль нельзя использовать, если элементы АБС:
- не закреплены,
- отсоединены,
- повреждены.
Инспектор выявляет неисправность электронной системы по световому индикатору на приборной панели. Факт установлен — водителю штраф за неисправную лампочку АБС 500 рублей. Наказание не распространяется на автомобили без штатной АБС. Например, на старые модели отечественного автопрома.
На финансовом состоянии перевозчика больше сказывается не размер штрафа, а дополнительные расходы — услуги эвакуатора, поиск и устранение неисправности грузового автомобиля. Также транспортная компания несет убытки из-за простоя грузовика на ремонте.
Особые требования к АБС были и раньше: что изменилось
Интерес к АБС инспекторы ГИБДД проявляют уже давно: как минимум с начала 2015 года, когда начал действовать Техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (далее — Техрегламент). В Приложении № 8 документа есть требования к тормозным системам. АБС должна быть в рабочем состоянии:
- все элементы надежно крепятся, их отключение под запретом;
- соединения не имеют повреждений;
- световой индикатор исправен;
- система активируется после включения зажигания и действует при скорости автомобиля больше 10 км/ч;
- при экстренном торможении на скорости выше 40 км/ч машина движется прямолинейно без заноса.
Отправить автомобиль на спецстоянку за неисполнение требований Техрегламента инспектор ГИБДД мог и раньше. Но до 1 сентября 2023 года автовладельцы иногда оспаривали факт нарушения на месте и требовали техническую экспертизу.
В судебной практике бывали случаи, когда протокол инспектора отменяли. В 2018 году суд ссылался на то, что АБС — дополнительный компонент тормозной системы, а его неполадки не приводят к отказу тормозов. Кроме того, поломка не входила в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
В 2023 году в ПДД уже включена норма по АБС. Неисправную электронную систему идентифицируют по световому индикатору, и автомобиль уезжает на СТО.
Дублирование информации в Техрегламенте и ПДД означает для автовладельцев только одно: неисправная АБС — прямой путь к штрафу. Ее выход из строя приравнивают к поломке тормозной системы. Если горящий световой индикатор заметил инспектор ГИБДД, значит, о неисправности знает и водитель.
Можно ли бороться с неисправностями АБС?
АБС грузовика — многокомпонентный механизм. Он состоит из электронного блока управления (ЭБУ), датчиков угловой скорости и других элементов. Без диагностического оборудования причину поломки не определить.
Загоревшаяся лампочка АБС может указывать на следующие неисправности:
- обрыв проводов;
- загрязнение и перегорание датчиков;
- выход из строя ЭБУ.
Если машину регулярно обслуживают, поломка механической или гидравлической части АБС маловероятна. Чаще всего отказывают электронные компоненты. Например, датчики ломаются из-за неквалифицированного вмешательства в работу системы или после серьезного ДТП.
Резюмируем
«Болезнь» АБС предугадать практически невозможно. Но немного помогает профилактика. Перевозчики отправляют машины на ТО каждые 80 тыс. км, в среднем 2 раза в год. И все равно такой подход не защищает на 100%.
Непонятно одно — как инспектор будет устанавливать факт неисправности системы, а потом выписывать штраф за горящую лампочку АБС. Ведь не каждый сотрудник ГИБДД имеет техническое образование и глубоко разбирается в электрооборудовании машины. Даже автоэлектрик на глаз не определит поломку АБС, нужна диагностика.
Световой индикатор (который, кстати, бывает красным и желтым) не всегда сигнализирует о критической ошибке. Получается, что на штрафстоянку будут уезжать все подозрительные автомобили — и с рабочими тормозами, и с неисправной АБС? А главный вопрос перевозчиков: как быть с расходами, если поломку при диагностике на найдут?